Как считается уровень обеспеченности жильем

Нормативы обеспеченности жильем

Как считается уровень обеспеченности жильем

При разработке документов территориального планирования и документации по планировке территории, при наличии в задании на проектирование типологии жилой застройки по уровню комфорта или виду её использования, следует применять дифференцированный показатель жилищной обеспеченности.

В иных случаях в качестве нормативного значения рекомендуется применять средний показатель жилищной обеспеченности в размере не менее 28 кв.

м общей площади на человека, а при наличии соответствующего обоснования (отсутствие территорий для развития и фактическая высокая плотность жилой застройки) для показателя средней жилищной обеспеченности возможно использование нормы на уровне не ниже существующего значения.

Средний показатель жилищной обеспеченности основан, во-первых, на целевых показателях документов территориального планирования, размещенных на ФГИС ТП. Утверждаемая часть СТП Красноярского края содержит в своем составе раздел 2.

6 «Мероприятия по выделению функциональных зон для размещения объектов жилищного строительства», согласно которому «предусматривается увеличение средней жилищной обеспеченности по краю до 28 кв. м на человека к 2030 году, в 2018 году данный показатель будет составлять 25 кв. м на человека».

При этом темпы строительства в разрезе муниципальных образований различны вследствие низкого уровня жилищной обеспеченности ряда городских округов и перспектив опережающего развития отдельных территории.

Во-вторых, согласно действующей Программе стимулирования развития жилищного строительства Красноярского края на 2011-2015 годы, утвержденной Правительством Красноярского края от 19.07.2011 №433-п, предполагается достижение следующих целевых показателей:

– ввод в 2011 – 2015 годах 6483 тыс. кв. м жилья;

– увеличение уровня обеспеченности населения жильем к 2015 году до 23,8 кв. м общей площади на человека.

Таким образом, предположив сохранение заложенной в программе тенденции роста ежегодного объема ввода жилья после 2015 года, можно сделать вывод о том, что к 2020 году при оптимистичном сценарии развития объем ввода жилья достигнет 2,9 млн. кв.

м, при этом показатель средней жилищной обеспеченности по краю достигнет 28 кв. м на человека.

Аналогичный прогноз роста уровня средней жилищной обеспеченности по краю приведен и в проекте Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года в редакции от 15.11.2012 года.

Расчетные показатели минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений для индивидуальной жилой застройки не нормируются, а определяются исходя из среднего размера семьи на существующее или проектное положение.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

– индивидуальный жилищный фонд;

– жилищный фонд социального использования;

– специализированный жилищный фонд.

Индивидуальный жилищный фонд следует дифференцировать по уровню комфорта, который устанавливается в задании на проектирование с перечнем требований к габаритам и площади помещений, составу помещений жилья, а также инженерно-техническому оснащению и прочими параметрами и прочим параметрам.

Норма комфорта для государственного и муниципального жилого фонда, предоставляемого по договорам социального найма, устанавливается законодательно.

Структуру жилищного фонда в зависимости от целей использования и уровня комфорта следует определять исходя из возможностей территории (Ошибка! Источник ссылки не найден.15).

Таблица 15

Структура жилищного фонда по уровню комфорта и виду использования

Типология жилищного фонда Рекомендуемая жилищная обеспеченность, кв. метров общей площади на человека Рекомендуемая доля в общем объеме строительства, %
Индивидуальный, в том числе:
элитный около 5
бизнес-класс 5-10
комфорт-класс 15-20
эконом-класс 30-50
Социального использования Законодательно установленная норма 20-30
Специализированный Законодательно установленная норма около 10
Примечание:
а) данная структура применима для многоквартирных жилых домов;
б) показатель жилищной обеспеченности для одно-, двухквартирных жилых домов определяется из условия предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома.

Объём специализированного жилищного фонда определяется фактической потребностью.

Потребность выделения площади служебных жилых помещений определяется числом граждан, прибывших в населенный пункт на место работы или службы временно. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

Потребность жилых помещений в общежитиях рассчитывается для временного проживания граждан в период их работы, службы. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Маневренный жилищный фонд формируется при необходимости предоставления гражданам жилья в следующих случаях:

– при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

– утраты жилого помещения в результате обращения взыскания на это жилое помещение (неоплаченные кредиты, ипотеки, целевые займы);

– при непригодности жилого помещения для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

– иные случаи, предусмотренные законодательством.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.

В случае ненадобности маневренного жилищного фонда возможно его перепрофилирование в жилые помещения общежитий или, при необходимости, проведение реконструкции с целью доведения жилых помещений до полнометражных квартир и предоставления гражданам на условиях социального найма.

Объем маневренного жилищного фонда необходимо резервировать на стадии территориального планирования, основываясь на прогнозируемых темпах жилищного строительства (ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, проведение капитальных ремонтов и прочих мероприятий, требующих временного переселения жителей).

Нормативы определены в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Нормативы обеспеченности в границах городского округа малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Уровень жилищной обеспеченности жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих на территории городского округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательно.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/13478.html

Определение уровня жилищной обеспеченности

Как считается уровень обеспеченности жильем

При этом следует учитывать, что законодатель, определяя круг членов семьи нанимателя, исходил исключительно из совместного проживания родственников с нанимателем, ведение с ним общего хозяйства.

Определением судебной коллегии от 14 мая 2012 года № 33-6156 отменено решение Смольнинского районного суда об отказе в удовлетворении заявления К.М. об оспаривании отказа Администрации Центрального района Санкт – Петербурга в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Материалами дела подтверждается, что заявительница К.М. и ее несовершеннолетний брат К.П. зарегистрированы в комнате площадью 10,10 кв.м, расположенной в коммунальной квартире по улице Константина Заслонова (общая площадь квартиры 60,00 кв.м, жилая – 37,20 кв.м).

Указанное жилое помещение заявительница с братом занимают на основании договора социального найма жилого помещения № 3191/2 от 07.12.2007, в который также включен отец заявительницы и ее брат.

Рассматривая заявление К.М.

о принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, администрация установила, что отец заявительницы в 2009 году выехал из вышеуказанной комнаты в отдельную однокомнатную квартиру, предоставленную ему как плановому очереднику с учетом льготы «инвалид боевых действий на территории др. государства». Вместе с тем, мать заявительницы Р.Г. является собственником отдельной 6-комнатной квартиры, расположенной по адресу: Санкт – Петербург, ул. Очаковская, д. 5, кв. 10. 

Учитывая вышеуказанное, решением районной жилищной комиссии К.М.В. было отказано в принятии на жилищный учет на основании ст. 51 ЖК РФ, поскольку суммарная общая площадь всех перечисленных жилых помещений превышает учетную норму площади.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г.

№ 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» предусмотрены категории граждан, которые принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии оснований признания нуждающимися в жилых помещениях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

 Согласно ст. 3 указанного Закона учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах (п. 1).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (п. 2).

Согласно ч. 1 ст.

69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч. 3 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание вышеуказанные законоположения, судебная коллегия, учитывая, что хотя К.В. и Р.Г. являются родителями заявительницы, однако неправомерно были отнесены Администрацией района и судом к членам семьи К.М. Так, мать заявительницы Р.Г.

в установленном законом порядке не была вселена в качестве члена ее семьи в спорную комнату, а отец К.В.

, хотя ранее был зарегистрирован и проживал в указанном жилом помещении, однако в связи с предоставлением ему отдельного жилья выехал из занимаемой по договору социального найма комнаты; согласно справке о регистрации с 17.08.2009 по личному заявлению К.В.

снят с регистрационного учета по спорному адресу. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что К.В., выехав с места жительства заявительницы на другое постоянное место жительство, утратил право в силу ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.

В отсутствие доказательств совместного проживания заявительницы с её родителями в качестве членов её семьи по месту регистрации заявительницы, либо вселения и проживания её в качестве члена семьи в жилые помещения  кого-либо из родителей на основании ч. 1 ст.

31 ЖК РФ, у суда отсутствовали правовые основания для признания отказа Администрации Центрального района в постановке К.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий правомерным.

При определении уровня жилищной обеспеченности заявительницы подлежит учету только несовершеннолетний брат заявительницы, вселенный в установленном законом порядке на спорную жилую площадь и включенный в договор социального найма.

Обобщение судебной практики

Судебной коллегии по гражданским делам

Санкт-Петербургского городского суда за 2012 год

Источник: http://xn-----6kcfkka1al3ayobccofdjn8u.xn--p1ai/zhilishchnoe/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.html

Позиция ВС РФ об определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения

Как считается уровень обеспеченности жильем

Как следует из определения ВС РФ от 26.01.2016 № 207-КГ15-5, апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г.

отменено решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г. об отказе П.

в удовлетворении заявления, в котором она просила признать незаконным утвержденное командиром решение жилищной комиссии воинской части от 20 августа 2014 г. о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.

По делу принято новое решение, которым признаны незаконными действия командира и председателя жилищной комиссии воинской части, связанные со снятием П. с жилищного учета, на указанных лиц возложена обязанность по рассмотрению вопроса о восстановлении заявителя на учете с составом семьи из 4 человек (она, муж, сын П.А. и невестка П.Е.).

Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе командира воинской части, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что П., проживающая по месту военной службы в г. Иркутске вместе с мужем и двумя сыновьями в квартире общей площадью жилого помещения 42 кв. м и жилой площадью 27,5 кв. м на основании решения жилищной комиссии с 1 апреля 1988 г.

признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жильем ниже учетной нормы, установленной решением исполкома областного Совета народных депутатов Иркутской области от 1 апреля 1990 г. № 180 (менее 12 кв. м жилой площади на одного члена семьи).

Впоследствии, в июне 2010 года, квартира была передана им в общую долевую собственность, с долей каждого в праве 1/4.

Решением Думы г. Иркутска от 5 июля 2005 г. учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В январе 2007 года один из сыновей П., П.А., приобрел в том же населенном пункте в собственность по договору купли-продажи квартиру общей площадью жилого помещения 61,2 кв. м, жилой площадью 44,7 кв. м.

В марте 2011 года П.А. распорядился приобретенной в собственность квартирой. В том же месяце в квартире, занимаемой заявителем, была зарегистрирована супруга ее второго сына, которая впоследствии, 6 марта 2012 г., на основании судебного решения была признана членом семьи собственника жилого помещения.

После поступления в воинскую часть информации о нахождении у сына заявителя в собственности в период с января 2007 года по март 2011 года жилого помещения решением жилищной комиссии от 20 августа 2014 г. П. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и умышленным ухудшением жилищных условий.

Признавая названное решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что после приобретения сыном заявителя квартиры П. подлежала исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена ее семьи, исходя из суммарной площади двух квартир, приходилось более учетной нормы как жилой, так и общей площади жилого помещения.

Отменяя решение и принимая новое – о признании решения жилищной комиссии незаконным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие у сына заявителя в собственности жилого помещения не могло явиться основанием для снятия П. с жилищного учета, а могло повлиять лишь на количество членов семьи, состоящих на данном учете совместно с заявителем.

Такой вывод окружного военного суда основан на неправильном толковании закона.

В суде установлено, что сын заявителя П.А.

, являющийся членом семьи нанимателя жилого помещения и признанный вместе с ней нуждающимся в улучшении жилищных условий, в январе 2007 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган и сохранив тем самым за собой вместе с П. и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. В марте 2011 года он распорядился приобретенной в собственность квартирой, также не поставив об этом в известность жилищный орган.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст.

51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с этим заявление П.

в жилищную комиссию о неосведомленности приобретения своим сыном в собственность жилого помещения не могло явиться основанием для исключения этого жилого помещения при определении уровня обеспеченности ее общей площадью жилого помещения. К тому же суд первой инстанции проверил указанное заявление в судебном заседании и обоснованно отверг его с приведением мотивов.

Из изложенного следует, что приобретенная в собственность П.А. квартира подлежала учету.

Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв.

м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П.

с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.

Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Последующее распоряжение в марте 2011 года сыном заявителя находящейся у него в собственности квартирой с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения за счет МВД России правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет П. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до марта 2016 года.

При таких данных решение жилищной комиссии, утвержденное командиром воинской части, о снятии П. с жилищного учета основано на законе.

Тот факт, что П. принята на учет до 1 марта 2005 г.

, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ее сыном в собственность квартиры также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” является основанием для снятия ее с жилищного учета.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о признании решения жилищной комиссии воинской части является законным, а утверждение суда апелляционной инстанции об обратном – ошибочным.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., оставила в силе решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г.

Вывод

Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Источник: Обзор судебной практики ВС РФ № 1 (2016)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a8db9791410c3c44dc271e4/5b030cb19e29a2d785172bc3

Минимальные расчетные показатели жилищной обеспеченности,

Как считается уровень обеспеченности жильем

м2 общ. пл/чел

№ п/п   Тип жилого дома по уровню комфорта Обеспеченность общей площадью квартиры, м2 /чел Обеспеченность жилыми комнатами, шт/чел  
1.   Социальный   18-20 Количество жилых комнат в квартире меньше на одну комнату или равно числу проживающих
2.     Массовый     21-29 Количество жилых комнат в квартире равно или больше на одну комнату числа проживающих
3. Повышенной комфортности 30-59 Количество жилых комнат в квартире больше на одну, две комнаты числа проживающих
4. Высококомфортный     60 и более     Количество жилых комнат в квартире больше на две и более комнаты числа проживающих
5. Специализированный (кроме общежитий, жилых помещений маневренного фонда и для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) 18-20 Количество жилых комнат в квартире равно числу проживающих

Минимальный уровень жилищной обеспеченности на территории Свердловской области составляет 18 кв. м. общей площади квартиры на одного человека.

Приложение 2

Удельные размеры территории участков объектов и элементов благоустройства, размещаемых в микрорайоне,

м2 на чел.

Наименование территорий, участков и объектов Типы жилых домов по уровню комфорта и этажность застройки
Социальный Массовый Повышенный Высокого комфорта Специального
2 эт.     4 эт.     9 эт.     2 эт.     4 эт.     5 эт.       9 эт.   12 эт. и выше 2 эт.     4 эт.     5 эт.     9 эт.     12 эт. и выше   2 эт.     4 эт.     2-4 эт   . 5 эт.     9 эт.    
Школы
Дошкольные образовательные учреждения общего типа
Зеленые насаждения 6,5   10,5   5,7   7,6   5,5   5,5  
Предприятия коммунально- бытового обслуживания 0,5   0,5   0,4   0,5   0,5   0,5   0,5   0,5   4,5   3,6   0,7   0,7   0,5   0,5   0,4  
Спортивные площадки и сооружения 4,4     13,5     45,5     45,5    
Площадки для игр 1,2   0,8   1,4   0,8   8,8   6,5   0,8   0,8   0,8  
Площадки отдыха для взрослого населения   0,8     0,5     0,2     1,3     0,8     0,5     0,2     0,2     4,5     0,2     0,2     0,2    
Автостоянки для временного хранения инд. транспорта у объектов обслуживания и жилых домов   1,7     1,7     1,3     1,3     1,3     1,3     1,3     1,3     0,8     1,7     1,3  
Автостоянки для постоянного хранения инд. транспорта одноэтажные и многоэтажные встроенные, пристроенные
Проезды, тротуары
Хозяйственные площадки 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 0,5 0,5 0,3 0,3 0,3
Площадь застройки (жилые здания) 3,5 3,3

Приложение 3

Нормативная плотность жилого фонда микрорайона, м2 общ. пл/га

Типы жилых домов по уровню комфорта и этажность застройки
Социальный Массовый
2 эт.   4 эт.   9 эт.   2 эт.   4 эт.   5 эт.   9 эт.   12 эт. эт. и выше
4500-5000   5400-6000 7560-8400 3240-3600   4840-6600   4800-7200 6400-9600 6800-10200
Типы жилых домов по уровню комфорта и этажность застройки
Повышенной комфортности Высокого комфорта
2 эт.   4 эт.   5 эт.   9 эт.   12 эт. эт. и выше 2 эт. 4 эт.
2400-4800   3000-6000   3600-7200   6000-12000 7200-14400

При застройке микрорайона зданиями разной этажности нормативную плотность жилого фонда следует определять по показателю средневзвешенной этажности застройки. При этом для промежуточных значений этажности можно использовать метод интерполяции.

Приложение 4

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_111064_minimalnie-raschetnie-pokazateli-zhilishchnoy-obespechennosti.html

Жилищная обеспеченность населения как фактор социальной устойчивости территорий

Как считается уровень обеспеченности жильем


Рассматривается проблема социальной устойчивости территориальных образований.

Выявлено, что жилищная обеспеченность является важным показателем уровня жизни в стране и фактором социальной устойчивости общества.

Жилищные условия населения оказывают значительное влияние на уровень здоровья населения, а также на демографическую ситуацию в стране, сказываясь на уровне рождаемости и миграционной мобильности.

Ключевые слова: социальная устойчивость, социальная устойчивость территорий, жилищная обеспеченность, уровень жизни населения, бедность

Жилищная политикаявляется важнейшим элементом обеспечения социального развития. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и методов их достижения. Плановая экономика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем.

Однако, в ее рамках имелось неустранимое противоречие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показателями.

Рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, какие себе может позволить потребитель.

Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную политику, основанную на предоставлении своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья [4].

Жилищная обеспеченность — это один из основных показателей социальной защиты населения и устойчивости общества [3]. В жизни каждого человека наличие и качество жилья играет важнейшую роль. Очевидным является наличие влияния жилищных условий населения на ситуацию с рождаемостью в стране, а также на мобильность населения.

Ни для кого не секрет, что молодые семьи являются одной из групп населения, для которых жилищный вопрос стоит наиболее остро. Высокие цены на жилье и неразвитость системы ипотечного кредитования в России являются значительным препятствием для покупки комфортного жилья такими семьями.

Подавляющее большинство молодых семей России не удовлетворено своими жилищными условиями, что побуждает семьи уменьшать планируемое количество детей. При этом интересен тот факт, что воздействие фактора жилищных условий на молодые семьи, уже имеющие ребенка, намного выше, чем на бездетные семьи.

Также зависимость репродуктивных намерений семей от жилищных условий растет с увеличением возраста респондентов.

Данные результаты свидетельствуют о том, что демографический кризис, имеющий место в современной России, тесно связан с вопросом обеспечения молодых семей качественным жильем, поэтому необходимо постоянно работать над решением данной проблемы, чтобы остановить тенденции естественной убыли населения страны [7].

Еще одним демографическим фактором, на который влияет качество жилищных условий населения, является миграционная мобильность населения.

Несмотря на то, что недовольство жильем не является основной причиной, подталкивающей людей к миграции, данный фактор практически всегда, пусть иногда и неявно, учитывается при принятии решения о переезде, причем степень его влияния растет с каждой стадией подготовки к миграции.

Основной массе переезжающих людей удается улучшить свои жилищные условия, хотя мигранты все же находятся в несколько худшем положении, чем коренное население. Также интересным является вывод о том, что на миграционную активность населения в большой степени влияет тип недвижимости, занимаемый семьей.

Люди, снимающие жилье, живущие у родственников или с родителями, а также занимающие служебное жилье, отличаются гораздо большей настроенностью на переезд, чем собственники жилых помещений.

Количественная оценка жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, произведенная на основе статистических показателей, позволила выявить следующую картину. В целом по Российской Федерации общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2000 по 2014 гг.

постепенно увеличивалась, но незначительно. В 2000 г. по России общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляла 19,2 кв.м, 2005 г. — 20,8 кв.м, 2010 г. — 22,6 кв.м, 2014 г. — 23,7 кв. м. [5].

Общий размер жилых помещений на одного человека уже давно растет с примерно постоянным темпом. Но далеко идущих выводов на основании этого показателя делать не стоит.

Во-первых, стоить помнить, что рост этого показателя связан во многом с демографическим кризисом в стране, который привел к ежегодной убыли населения. Во-вторых, даже максимальное значение показателя находится достаточно далеко от стандарта, определенного ООН — 30 кв.м в среднем на человека.

Тем не менее, некоторый рост показателя все же происходит и это положительное явление. Здесь также интересно отметить, что средний размер жилой площади на одного человека в сельской местности чуть выше, чем в городских поселениях.

За 14 лет общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя увеличилась всего на 4,5 кв.м. Это незначительное увеличение площади жилых помещений говорит о высокой цене жилья и жилых помещений в Российской Федерации и одновременно о низкой покупательской возможности населения.

По сравнению с двукратным увеличением среднедушевых доходов и среднего размера пенсий населения по отношению к прожиточному минимуму, и уменьшением доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на две трети, незначительное увеличение общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, говорит также о низком уровне прожиточного минимума в Российской Федерации [1,2].

Если же говорить о наиболее благополучных в этом отношении регионах, то необходимо отметить что наибольшим является размер жилой площади на оного жителя в Московской и Новгородской областях — 29,4 кв.м; Магаданской и Тверской областях — 29,3 кв.м; Псковской области — 28,7 кв.м; Белгородской и Курской областях — 28,3 кв.м; Вологодской и Рязанской областях — 28 кв.м..

Здесь размер жилой площади в среднем на одного жителя близок к 30 кв.м. Обратная ситуация сложилась в Республике Тыва — 13,1 кв.м; Республике Ингушетии — 13,7 кв.м; Республике Дагестан — 17,7 кв.м; Чеченской Республике — 18,0 кв.м; Кабардино-Балкарской Республике — 18,8 кв.м; г. Москва — 19,2 кв.м; Республике Алтай — 19,4 кв.м. В этих регионах объем жилой площади составляет менее 20 кв.

м на человека [5].

По федеральным округам ситуация выглядит следующим образом. По Центральному федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г. составляет 25,1 кв.м. Данный показатель выше общероссийских значений.

Наибольшие значения по данному показателю демонстрируют: Московская область — 29,4 кв.м; Тверская область — 29,3 кв.м; Белгородская и Курская области — 28,3 кв.м. Наименьшее значение по данному показателю в г. Москве — 19,2 кв.

м, Ивановской области — 25,0 кв.м.

По Северо-Западному федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 24,4 кв.м. Данный показатель выше общероссийских значений.

Наибольшее значение по данному показателю показывают: Новгородская область — 29,4 кв.м, Псковская область — 28,7 кв.м, Вологодская область — 28 кв.м. Наименьшее значение по данному показателю в г. Санкт-Петербург — 21,4 кв.

м, Ленинградской области — 24,5 кв.м, Мурманской области — 24,7 кв.м.

По Южному федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 23,4 кв.м. Данный показатель ниже общероссийских значений. Наибольшее значение по данному показателю в Республике Адыгея — 25,6 кв.м. Наименьшее значение в Астраханской области — 22,3 кв.м, Волгоградской области — 22,8 кв.м.

По Северо-Кавказскому федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 20,0 кв.м. Данный показатель ниже общероссийских значений.

Наибольшее значение по данному показателю только в Республике Северная Осетия — Алания — 27,1 кв.м. Наименьшее значение в ряде регионов, а именно в Республике Ингушетия — 13,7 кв.м, Республике Дагестан — 17,7 кв.

м, Чеченской Республике — 168,0 кв.м.

По Приволжскому федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 24,5 кв.м. Данный показатель выше общероссийских значений.

Наибольшее значение по данному показателю в Саратовской области — 27,1 кв.м; Пензенской области — 26,5 кв.м; Республике Мордовия — 26 кв.м. Наименьшее значение по данному показателю в следующих регионах: Удмуртская Республика — 21,2 кв.

м, Пермский край — 22,1 кв.м, Республика Башкортостан — 23,7 кв.м.

По Уральскому федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 23,7 кв.м. Наибольшее значение по данному показателю в Свердловской и Челябинской областях — 24,5 кв.м. Наименьшее значение по данному показателю в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе — 20,0 кв.м.

По Сибирскому федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 22,6 кв.м. Данный показатель ниже общероссийских значений.

Наибольшее значение по данному показателю в Кемеровской области — 23,4 кв.м; Омской области и Красноярском крае — 23,3 кв.м. Наименьшее значение в следующих регионах: Республика Тыва — 13,1 кв.м; Республика Алтай — 19,4 кв.

м; Забайкальский край — 20,1 кв.м.

По Дальневосточному федеральному округу общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за 2014 г., составляет 22,9 кв.м. Данный показатель ниже общероссийских значений.

Наибольшее значение по данному показателю в Магаданской области — 29,3 кв.м; Чукотском автономном округе — 25,4 кв.м; Сахалинской области — 25,3 кв.м; Камчатском крае — 25 кв.м.

Наименьшее значение в следующих регионах: Республика Саха — 21,1 кв.м; Еврейская автономная область — 21,6 кв.м.

В Республике Башкортостан наблюдается общероссийская тенденция повышения общей площади жилых помещений на одного жителя. За период 2000–2014 гг. общая площадь увеличилась с 17,5 до 23,7 кв.м на одного человека, что соответствует общероссийским значениям (рисунок 1).

Рис. 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв.м)

Итак, жилищные условия населения оказывают значительное влияние на уровень здоровья населения, а также на демографическую ситуацию в стране, сказываясь на уровне рождаемости и миграционной мобильности. Из этого следует, что качество жилищных условий населения является важным показателем уровня жизни в стране и фактором социальной устойчивости [6,8].

Данное исследование выполнено врамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме №0253–2014–0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем спозиций обеспечения национальной безопасности» (№гос. регистрации 01201456661).

Литература:

  1. Игнатенко Ю. В., Каримов А. Г. Бедность российского населения как причина, детерминирующая детскую безнадзорность // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2008. — № 1 (80). — С. 28–33.
  2. Каримов А. Г. Анализ экономической бедности в Республике Башкортостан: факторы, методы оценки, пути сокращения // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 2. — С. 44–50.
  3. Мигунова Ю. В., Садыков Р. М. Материальная и жилищная обеспеченность населения как фактор социальной устойчивости территорий / Жизненный потенциал региона: демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения): Сборник материалов международной научно-практической конференции. — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — С. 307–310.
  4. Прохожев А. А. Общая теория национальной безопасности. — М.: РАГС, 2005. 344 с.
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели 2015. Статистический сборник. Росстат. — М., 2015.
  6. Садыков Р. М. Благосостояние населения как фактор социальной устойчивости территорий // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2. URL: http: www. science-education. ru/ 122–20535 (дата обращения: 07.06.2016).
  7. Садыков Р. М. Демографический кризис как угроза социальной безопасности территориальных образований // Социосфера. — 2014. — № 4. — С. 140–144.
  8. Садыков Р. М. Уровень и качество жизни населения как фактор обеспечения социальной безопасности территориальных образований // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11. — С. 201–205.

Основные термины(генерируются автоматически): общая площадь, показатель, наименьшее значение, помещение, среднее, житель, жилищное условие населения, Республика, Российская Федерация, жилищная обеспеченность.

Источник: https://moluch.ru/archive/118/32569/

Жилищная обеспеченность в законодательстве РФ

Как считается уровень обеспеченности жильем

Изучая вопрос, имею ли я право встать на очередь по улучшению жилищных условий, не смог уяснить для себя, что такое “жилищная обеспеченность”.

Процесс получения жилья по договорам социального найма включает две процедуры, учет в качестве нуждающихся, где очередь на жилье, и предоставление жилья, и в этих процедурах есть два параметра, которые не следует путать между собой:

– есть норма предоставления, части 1 – 3 статьи 50 Жилищного кодекса РФ,

– и есть норма принятия на учет, или как это было сформулировано в законодательстве прошлых периодов – норма постановки на учет, в качестве нуждающихся, части 4 – 6 этой же статьи 50 ЖК РФ.

Оба норматива, согласно статье 50 ЖК РФ, устанавливаются органом местного самоуправления, причем размер нормы принятия на учет не может превышать размера нормы предоставления, что вполне логично.

И в жилищном законодательстве РФ есть два значения понятия жилищная обеспеченность:

– в части 2 статьи 50 ЖК РФ, как статистический показатель, необходимый для принятия органом местного самоуправления решения по норме предоставления на своей территории, в изучаемой норме формулировка звучит так: “достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма”,

“уровень обеспеченности жилыми помещениями” иногда называют жилищной обеспеченностью в муниципальном образовании;

– в части 4 статьи 50 ЖК РФ, как уровень обеспеченности заявителя, определяемый исходя из установленного в муниципальном образовании размера нормы для принятия на учет.

Процедура предоставления жилья, в части его размера, вопросов почти не вызывает, то есть орган местного самоуправления устанавливает своему подразделению норматив по размеру предоставления, исходя из сложившейся в муниципальном образовании жилищной обеспеченности, и подразделение его выполняет.

Граждан чаще всего интересует именно та жилищная обеспеченность, которая касается их права на улучшение жилищных условий, то есть указанная в части 4 статьи 50 ЖК РФ, именно эта жилищная обеспеченность, оцениваемая как самим заявителем, так и органом, принимающим решение о принятии заявителя на учет, вызывает вопросы или разногласия.

Полностью текст части 4 статьи 50 ЖК РФ сформулирован следующим образом:

“Учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.”.

Таким образом, жилищная обеспеченность для целей учета нуждаемости, это уровень общей площади жилого помещения, определяемый в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из нормативно установленного минимального размера площади жилого помещения.

Скажем, учетная норма в конкретном населенном пункте – 10 кв. м. общей площади, количество членов семьи, проживающих в квартире – 5 человек, общая площадь квартиры – 48 кв. м.

, если без учета других показателей, необходимых для признания граждан имеющими право на улучшение жилищных условий, то жилищная обеспеченность – недостаточная, создающая необходимость в улучшении жилищных условий, а при общей площади квартиры, равной 53 кв. м.

, жилищная обеспеченность – достаточная, и такой необходимости – не создающая.

Пример учетной нормы.

В решении того или иного органа местного самоуправления, которое как правило называется “Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения”, или “Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, и нормы предоставления площади жилого помещения” пишут так: “Установить учетную норму площади жилого помещения – 10 кв. м. общей площади на одного человека, норму предоставления площади жилого помещения – 14 кв. м. общей площади на одного человека.”.

С учетом того, что, в целом ряде случаев, вместо этих двух цифр в текстах можно встретить и иную практику, иногда задают диапазон от минимума до максимума, иногда делаются попытки дополнить или изменить редакцию ЖК РФ в части оснований определения нуждаемости, есть и обыкновение установить два размера нормы учета – для проживающих в отдельных и коммунальных квартирах, необходимо помнить – из подобных решений нужны только две цифры, законодатель довольно аккуратно предоставил органу местного самоуправления полномочия, в вопросе признания граждан нуждающимся от органа местного самоуправления необходимо решение о размере, и это всегда минимальный размер нормы учета, в частности, законодатель не предоставлял органу местного самоуправления права устанавливать раздельно нормы для отдельной и для коммунальной квартир, и граждане как правило субъективно испытывают стесненность жилищными условиями одинаково, проживая как в отдельных квартирах, так и в коммунальных, но вопрос перспективы судебного обжалования того или иного решения органа местного самоуправления в части установления нормы учета, не зная других обстоятельств, это вопрос – неочевидный, как и не во всех случаях необходимый.

Кроме указанных выше частей 4 – 6 статьи 50 ЖК РФ и решения органа местного самоуправления, содержащего норму учета, нормативное регулирование учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит также из статей 14, 49, 51 – 56 Жилищного кодекса РФ, а также законов субъектов РФ о правилах признаний граждан малоимущими.

При этом предложу два уточнения, после которых текст ЖК РФ в рассматриваемой части будет более понятным.

1. Для предоставления жилья по договорам социального найма граждане должны быть и признаны нуждающимися, и при этом – малоимущими.

Повторю, основания признания нуждаемости – в ЖК РФ, основания признания граждан малоимущими – в законе того субъекта РФ, в котором гражданин проживает, размер учетной нормы – в решении органа местного самоуправления.

У граждан порой возникает вопрос, почему в данной теме так много принимающих решения, тут нет злого умысла, это не более чем попытка учесть специфику тех или иных территорий, чтобы очередь в каждом населенном пункте была, и при этом не была бесконечно длинной.

2.

Под иными категориями граждан, которым могут быть установлены иные учетные нормы, то есть часть 3 статьи 48, и часть 6 статьи 50 ЖК РФ, имеются в виду такие категории, как судьи, сотрудники полиции, военнослужащие с общей продолжительностью военной службы 10 лет и более, педагогические работники образовательных учреждений, и тому подобные категории, в каждом конкретном случае принадлежность гражданина к данным категориям лучше всего выяснять в рамках отдельной консультации с юристом, с изучением документов, указывающих на такую принадлежность, и с учетом нормативного регулирования в том или ином субъекте РФ.

Ответ подготовлен по законодательству РФ, действующему по состоянию на 10.07.2012 г.

“,”author”:”(с) 2008-2019, Schefer S A”,”date_published”:”2012-07-10T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://schefer-law.blogspot.com/2012/07/blog-post.html”,”domain”:”schefer-law.blogspot.com”,”excerpt”:”Изучая вопрос, имею ли я право встать на очередь по улучшению жилищных условий, не смог уяснить для себя, что такое “жилищная обеспеченнос…”,”word_count”:950,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://schefer-law.blogspot.com/2012/07/blog-post.html

ПраваРешения
Добавить комментарий