Плюсы и минусы республиканской формы правления

Достоинства и недостатки республиканской формы правления

Плюсы и минусы республиканской формы правления

Республиканская форма правления является наиболее древней, как и монархия, но наибольшее распространение получила в новое время и на сегодняшний день является преобладающей.

В республике высшая власть принадлежит выборным органам, которые несут ответственность перед избирателями, власть здесь осуществляется в интересах населения страны или социальной группы. Республики бывают демократические и антидемократические.

Последние, делятся на аристократические и олигархические, которые существовали в древнее время, а в настоящее время существуют авторитарные и тоталитарные.

Отметим, что на сегодняшний день преобладают преимущественно демократические республики, которые в свою очередь, подразделяются на президентские и парламентарные. Президенсткие в настоящее время существуют в США, Бразилии, Аргентине и др.

странах. Здесь имеет место жесткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, президент является главой государства и исполнительной власти, правительство же формируется президентом и ответственно перед ним.

Парламентарные же республики (Италия, Германия) отличаются сотрудничеством законодательной и исполнительной власти. Президент здесь является главой государства и избирается парламентом, который, в свою очередь, формирует правительство, которое возглавляет премьер-министр, обладающий значительными полномочиями в области исполнительной власти.

В заключение отметим, что, как представляется, демократические президентские республики являются наиболее приемлемой республиканской формой правления, но они имеют тенденцию к президентскому авторитаризму. Парламентарным же республикам присуща нестабильность правительства.

Рассмотренные во второй и в третьей главе данной работы формы правления в науке принято называть типичными. Однако кроме типичных, существуют также нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления. Особенно часто они встречаются в современных государствах.

К нетипичным формам правления относятся полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», а также полупрезидентские и полупарламентарные республики Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права.

Тема: формы государства / Н.А. Пьянов // Сибирский юридический вестник. 2002, №3. www.law.isu.ru .

Говоря о смешанных и “гибридных” формах правления, отметим тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т. е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют.

Последняя абсолютная монархия, по мнению проф. В. Е. Чиркина, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию. Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха.

Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха.

Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.

Полудуалистические (полуиарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же, по мнению В. Е.

Чиркина, последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании. Современные полудуалистические, полупараментарные монархии таковыми могут считаться тоже лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А.

Морозова. – м.: Юристъ, 2002. – 414с..

«Республиканские монархии» – это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления. Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия».

Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации.

Малайзия – федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.

Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах.

Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, которым избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете определяющие позиции и обладает значительными властными полномочиями.

«Монархические республики» – это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в.

такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненные президенты существуют в Малави, КНДР и Туркмении Морозова Л.А.

Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – м.: Юристъ, 2002. – 414с..

Полупрезидентские и полупарламентарные республики – это республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Причем если какие-то черты парламентарной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарламентарной. Иногда и ту, и другую условно именуют полупрезиденсткой республикой.

В настоящее время к полупрезидентским, полупарламентарным республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции, ФРГ и некоторых других странах,

Появление нетипичных форм правления может быть вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема: формы государства / Н.А. Пьянов // Сибирский юридический вестник. 2002, №3. www.law.isu.ru .

Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

Во-вторых, создание смешанных и гибридных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти.

В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идеи и институтов, с распространением, во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. Наконец, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.

Page 3

С незапамятных времен человечество задумывалось о форме правления, пытаясь найти наилучшую модель политико-социального развития индивида в сложных общественных системах.

Шло время, а извечная проблема верховной власти оставалась главенствующей в политике и юриспруденции.

Это подтверждается тем, что парадигма исторического процесса оказывает влияние и на современную теорию государства и права, постоянно испытывающую воздействие тенденций идейного поиска прошлых поколений ученых.

В заключение отметим, что в монархии глава государства – наследственный и пожизненный, в республике – выборный и на определенный срок, в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, в дуалистической монархии законодательствует парламент, а управление страной возглавляет король, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры, в парламентарных монархиях король царствует, но не правит. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место короля занимает избираемый президент, а в парламентарной республике они похожи на отношения в парламентарной монархии.

Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире, приблизительно пятая часть государств являются монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет. Монархия правит, но не управляет.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что из монархических форм правления преимущественно преобладает парламентарная монархия, где монарх царствует, но не правит. В республиканских формах правления также имеются определенные недостатки, о чем уже говорилось.

А появление так называемых смешанных нетипичных форм правления говорит о том, что любая форма имеет свои достоинства и недостатки.

Но, как представляется, наиболее приемлемыми и распространенными являются нетипичные республиканские формы правления, это монархические республики (КНДР, Туркмения) и полупрезиденсткие и полупарламентарные республики (Австрия, Россия, Франция).

Page 4

Книги, монографии

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учеб. для вузов / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2004. – 414с.

Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра М. 1999. – 449с.

Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 382с.

Чиркин В.Е. Современной федеративное государство: учеб. пособие / В.Е. Чиркин. – М.: Изд-во МНИМП. 1997. – 128с.

Статьи из научных периодических изданий

Мохнач В. Формы государственной власти. Монархия и тирания / В. Мохнач // Государство и право. 1999. – №1. – С. 95-115.

Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема: формы государства. / Н.А. Пьянов // Сибирский юридический вестник. 2002, №3. С.48-62.

Серегин А.В. Античные мыслители о монархической форме правления / А.В. Серегин // Правоведение. 2006, №5. С. 160-168.

Сумбатян Ю.Г. Монархия – традиционная форма государственности / Ю.Г. Сумбатян // Вестн. МГУ. – Сер.12. – 2001. – №1. – С. 120-126.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1994. – №1. – С. 109-115.

Источник: https://vuzlit.ru/1467019/dostoinstva_nedostatki_respublikanskoy_formy_pravleniya

Положительные стороны президентской формы правления:

Плюсы и минусы республиканской формы правления

  • Сравнительно высокая управляемость государственной машиной благодаря сосредоточению всей полноты исполнительной власти в руках одного человека – президента.
  • Высокий уровень политической стабильности верховной власти, исполнительная и законодательная ветви которой жёстко разделены, самостоятельны и малозависимы друг от друга.
  • Персонифицированость ответственности верховной власти перед народом в лице президента, избираемого всенародным анием.

Длясравнения

Впарламентской республике непосредственноперед народом ответственен представительныйорган – парламент, насчитывающийнесколько сотен депутатов. А высшеедолжностное лицо исполнительной власти– премьер-министр отвечает за своирешения и действия перед парламентом.

Слабости президентской формы правления:

  • Наличие в системе президентского правления потенциала (возможности) авторитаризма. Это подтверждается фактами установления так называемых «суперпрезидентских» республик в Латинской Америке, в странах Азии и Африки, в ряде бывших республик СССР. Здесь президентские республики нередко оказываются диктаторскими, а президенты объявляются пожизненными главами государства (Заир, Малави) с неограниченной личной властью.

Справочно

Рассчитано(А. Лейпхарт), что падение демократиипри президентской форме правленияпроисходит на 6,2 % чаще, чем при парламентской(50 % против 43,8 %).

  • Отсутствие гибкости у власти, неразрешимость возможных внутренних кризисов, противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти – ещё одна слабость президентской республики. Парламентская форма правления позволяет разрешать подобного рода конфликты путем отставки правительства или роспуска парламента и проведением внеочередных парламентских выборов. В президентской же республике президент не вправе распустить парламент, а парламент, как правило, не в состоянии отрешить президента от должности. А если в этом возникнет жизненно важная для страны необходимость? Что делать? Властный компьютер может «зависнуть», верховная власть окажется в режиме политического паралича. Подобная ситуация может сложиться в том случае, если, например,президент-республиканец, а в парламенте преобладают демократы. В США, имеющих устоявшуюся систему власти и традиции, обычно находят выходы из подобных политически тупиковых ситуаций. Но смогут ли это сделать президентские формы правления, заявленные в других странах с режимами молодой неокрепшей демократии?

Соединением,сложением черт президентской ипарламентской форм правления является,так называемая, смешанная илиполупрезидентская форма правления.

Полупрезидентская (смешанная) республика

Этаформа правления не имеет таких устойчивыхтипичных черт, как парламентская илипрезидентская. В разных странах онатяготеет к той или к другой из них. Какиеэто страны? Португалия, Финляндия,Польша, Болгария, Египет, Белоруссия,Литва и др.

При этой форме правлениясильнаяпрезидентская власть сочетается сэффективным контролем парламента задеятельностью правительства. отличительная чертаполупрезидентской республики –двойнаяответственность правительства:и перед президентом, и перед парламентом.

Классическийпример – Франция со времени созданнойде Голлем в 1958 году Пятой республики.

Выделимнекоторые общиеотличительные признакисмешаннойформы правления:

  1. Президент – глава государства. Как и парламент, но независимо от него, избирается всенародным анием.

  2. Президент самостоятельно назначает главу правительства и вместе с ним формирует кабинет министров (правительство), ответственный, однако, и перед парламентом. Парламент контролирует правительство и может вынести ему вотум недоверия.

  3. Президент не несёт ответственности за деятельность правительства, хотя вправе председательствовать на его заседаниях и утверждать его решения.

5.Парламент не может сместить президента,а президент вправе распустить парламент(объявив дату внеочередных выборов), атакже налагать вето на принятые имзаконы.

Такимобразом, при смешанной форме правленияпрезидент выполняет роль арбитра надвсеми ветвями государственной власти,обладая огромными полномочиями, полнойнезависимостью и политическойнеприкосновенностью.

Так, полномочияфранцузского президента шире, чем праваи полномочия президента США.

И хотяполнота власти президента Франциизависит от расстановки политическихсил в парламенте, он не несёт политическойответственности за свои решения ниперед каким органом и никем неконтролируется, а в сложных, критическихситуациях может взять на себя всю полнотувласти в стране.

Выводы

Источник: https://studfile.net/preview/2872773/page:49/

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Плюсы и минусы республиканской формы правления

Обозначить плюсы и минусы такой формы правления, как президентская республика- это не простая задача. Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные.

Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика. Всегда есть те, кто страдает от господствующей формы правления. Поэтому, раскрывая нашу тему, нельзя говорить лишь о положительных или лишь об отрицательных сторонах президентской республики, ибо одного без другого не бывает.

Вместе с тем, президентская республика имеет некоторое отличие от иных форм правления.

Примечательным является то, что избрание президента и формирование правительства происходит внепарламентским методом, из чего следует, что президент имеет довольно обширные права, ибо он назначает председателя правительства или вовсе сам его возглавляет.

Тем не менее, прежде чем раскрыть положительные и отрицательные стороны этого строя, выяснить плюсы и минусы президентской республики, следует сначала обозначить что эта форма правления из себя представляет.

Президент России

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Иными словами, президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

Соответственно, права президента не ограничиваются решением правительства, что дает ему больше власти.

Вместе с тем, существует четкое разделение власти исполнительной, находящейся в руках президента, и власти законодательной, в руках парламента, от чего ее еще называют дуалистической республикой.

Какие же плюсы можно привести?

  • Парламент и президент избираются независимо друг от друга путем всеобщего ания, обуславливая двойную систему выборов.
  • Всенародно избранный президент олицетворяет единство страны и выступает символом единства.
  • нации

  • Эта форма позволя­ет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенацио­нальных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны
  • Более последовательное разделение властей.
  • Избиратели формируют, необходимый им, тип политика.
  • Так же к плюсам я бы отнес наличие жесткого разделения властей, что обуславливает точную работу государственной системы.
  • В-четвертых, пре­зидентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее за­висимость от различных и переменчивых партийно-фракционных при­страстий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности.

Президент США

Минусы

К минусам можно отнести следующее:

  • Вероятность диктатуры.
  • Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской респуб­лики возрастает опасность противостояния законодательной и испол­нительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.
  • Зависимость политической системы от одного человека и от его физических качеств. Следует так же указать, что существуют разновидности президентских республик, такие как суперпрезидентская республика, в которой президент имеет огромные полномочия. Чаще всего человек в таком случае становится президентом в результате государственного переворота. Так же есть Североамериканская президентская республика, где президент назначает министров по согласованию с парламентом, и латиноамериканская, где президент самостоятельно назначает кабинет министров.

Вывод

Таким образом можно сделать следующий вывод нашего обзора: Как и во всех других формах государственного правления, президентская республика имеет и плюсы, и минусы.

Главным минусом, если обобщить, является зависимость государственного аппарата от 1 человека, а плюсом- четкое разделение властей и участие народа в избрании властвующих лиц.

Лучше ли эта форма правления чем остальные? Не думаю, что кто-то сможет ответить на этот вопрос.

Источник: https://plusiminusi.ru/prezidentskaya-respublika-plyusy-i-minusy-formy-pravleniya/

Классификация форм правления: достоинства и недостатки

Плюсы и минусы республиканской формы правления
Римское государство (V-II вв. до н. э.), выражающие преимущественно интересы аристократической части населения.

В эпоху феодализма существует республиканская форма правления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция – в Италии; Новгород и Псков – в России; вольные города в Германии, Англии, Франции).

Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признается право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т. п. Наиболее важная особенность заключалась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики – формы, неизвестные прежним эпохам.

Республики подразделяются на президентские и парламентские (Схема 4).

Схема 4. Республика в современном мире

Парламентарная республика – разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием.

В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель совета министров, премьер-министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Президентская республика – разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент.

Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.

Характерными чертами президентской республики являются:

vпрезидент возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства;

vправительство несет политическую ответственность перед президентом;

vв классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

В президентскихреспубликах глава государства – президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.

); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента).

Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России – 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления.

При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент.

Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:

vсоединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма; правление государство монархия республика

vведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

vсочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны;

vсоздание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

vотрицание идеи разделения властей.

Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна; Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Основными юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

vограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

vвыборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

vответственность главы государства в случаях, определенных законом;

vпредставительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

vобязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

vпреимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

В республике глава государства избирается на определенный срок. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место монарха занимает избираемый народом президент. В парламентарной республике эти взаимоотношения такие же, как и в парламентарной монархии.

В условиях существования тоталитарных систем в республиканских государствах имеются признаки монархической формы правления – несменяемость главы государства.

Это не просто резкое усиление власти президента и возникновение суперпрезидентских республик, а возникновение президентско-монистической республиканской формы правления.

Если в суперпрезидентских республиках в конституции предусматривалось периодическое переизбрание главы государства, то в президентско-монистических республиках в конституции предусматривалось “пожизненное президентство” или “руководство государством” (Сукарно в Индонезии, И. Б. Тито в Югославии, Ф.

Маркое на Филиппинах). Пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. До недавнего времени оставалось лишь два пожизненных президента – в Малави и Корейской Народно-Демократической Республике, причем Ким Ир Сен еще при жизни назначил сына своим преемником.

Указанные критерии разграничения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.

“Чистых”, традиционных форм остается все меньше, а формы правления во многих вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, приобретают разные черты, тем самым утрачивается жесткость существующих критериев и по юридическим признакам: соединяются черты монархии и республики (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

Рассмотрев классификацию республик, сделаем следующий вывод. Республика – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республикой называется любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах Республиканская форма правления предполагает осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению автора этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

Изучив, общие положения о формах правления, в которые входят понятие, структура, исторические формы государства, и классификации форм правления, перейдём к выявлению достоинств и недостатков форм правления в государствах.

2. Форма правления – достоинства и недостатки

В первой части нашей работы были рассмотрены классификация формы правления, как уже было отмечено выше, существуют две формы правления монархия и республика. Каждая из этих форм имеет ряд своих особенностей, от которых зависит структура государства, кто правит и кому принадлежит власть. Монархии подразделяются на такие группы как абсолютные (неограниченные) и огр

Источник: https://www.studsell.com/view/63451/?page=3

Парламентская республика: примеры стран. Парламентские республики: список

Плюсы и минусы республиканской формы правления

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) – это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу – парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг – в Германии, Ландтаг – в Австрии, Сейм – в Польше и т. д.

Форма правления “парламентская республика” отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев).

Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество “портфелей” в соответствии со своим весом в этой коалиции.

Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран – “чистых” парламентских республик – можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года – африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи.

Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны.

А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

Республика: президентская, парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий главы государства – президента – выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики – Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики – так называемый смешанный. В таких государствах обе ветви власти наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран – Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе – Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии – Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке – Эфиопия;
  • в Америке – Доминика;
  • в Океании – Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, – большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус “полноценная демократия”, 21 страна – это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам ВВП на душу населения страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

“Плюсы” и “минусы” этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы.

В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры – Украина или Италия).

Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик – это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную “штамповочную машинку” для законов.

Далее рассмотрим особенности политического устройства самых популярных на планете парламентских республик: Австрии, Германии, Индии и Польши.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название “ландтаг”, а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны – Федеральные Сборы Австрии – состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата – это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года эту должность в Германии занимает Ангела Меркель – первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. Парламент Польши состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов.

Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д'Ондта.

При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% в общенациональном ании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. Индийский парламент включает в себя Народную Палату и Совет Штатов – орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным анием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты – 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет.

Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год.

Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение..

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика.

Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего – около 30 государств).

В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика – это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Источник: https://FB.ru/article/166375/parlamentskaya-respublika-primeryi-stran-parlamentskie-respubliki-spisok

ПраваРешения
Добавить комментарий