Порядок изменения состава и названия субъектов российской федерации

Конституционное право России

Порядок изменения состава и названия субъектов российской федерации

Конституция РФ в ч. 1 ст. 137 предусматривает две возможности изменения состава субъектов Российской Федерации: принятие нового субъекта в состав Федерации и образование в ее составе нового субъекта.

Процедура изменения состава субъектов Федерации регламентируется Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.

В соответствии с ним при принятии в Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов в результате присоединения к Федерации иностранного государства или его части.

Согласно Закону от 17 декабря 2001 г.

расширение Федерации за счет принятия нового субъекта осуществляется в рамках последовательно сменяющих друг друга стадий на основе принципа взаимного согласия и в соответствии с международным договором.

В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта целого иностранного государства ему предоставляется статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление новому субъекту иного статуса; например, статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту в соответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство. Президент РФ после поступления такого предложения должен уведомить о нем палаты Федерального Собрания, Правительство РФ и при необходимости провести с ними соответствующие консультации.

Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы: наименование и статус нового субъекта Федерации; порядок приобретения российского гражданства гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина России; правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; действие законодательства Российской Федерации на территории нового ее субъекта; функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта.

Кроме того, международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Федерации, а также в систему ее органов. При этом предусмотрена процедура проверки Конституционным Судом соответствия федеральной Конституции данного международного договора.

Если международный договор признается конституционным, он вносится в Государственную Думу на ратификацию.

Одновременно с ним вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также сроки переходного периода.

После принятия федерального закона о ратификации международного договора и федерального конституционного закона о принятии нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав.

Образование в Российской Федерации нового субъекта. Эта Процедура предусматривает изменение состава субъектов Российской Федерации в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов. Между тем Конституция РФ в ч. 1 ст.

137 не ограничивает возможность образования нового субъекта только Посредством объединения. Образование нового субъекта может пожечь за собой прекращение существования субъектов, территории вторых подлежат объединению.

Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам Федерации, на территориях которых он образуется.

Предложение об образовании нового субъекта направляется Президенту РФ, который уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Данное предложение должно быть обоснованно и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Федерации нового субъекта, а также содержать ряд сопроводительных материалов, включающих в себя предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов в отношениях с органами государственной власти Федерации, другими субъектами; предложения о внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием нового субъекта; сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов и др.

Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение во всех субъектах, где проводится референдум. После получения официальных данных о результатах референдумов Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Проект должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, положения о прекращении существования субъекта (субъектов), если это предусматривалось планом объединения, а также положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта; внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года; функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта; действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов на территории нового субъекта и др.

После принятия федерального конституционного закона об образовании в составе Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав.

Источник: https://isfic.info/konst/kokot69.htm

Изменение состава субъектов Российской Федерации

Порядок изменения состава и названия субъектов российской федерации

Конституция РФ в ч. 1 ст. 137 предусматривает две возможности изменения состава субъектов РФ: принятие нового субъекта в состав Российской Федерации и образование в ее составе нового субъекта[1].

Процедура изменения состава субъектов регламентируется Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии с ним при принятии в Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта процедура предусматривает присоединение к Федерации иностранного государства или его части. Согласно названному Закону расширение Федерации за счет принятия нового субъекта осуществляется в рамках последовательно сменяющих друг друга стадий на основе принципа взаимного согласия и в соответствии с международным договором.

В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта целого иностранного государства ему предоставляется статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление новому субъекту иного статуса, например статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту в соответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и о заключении международного договора является данное иностранное государство. Президент РФ после поступления такого предложения должен уведомить о нем палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ и при необходимости провести с ними соответствующие консультации.

Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения российского гражданства гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина России; правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; действие законодательства Российской Федерации на территории нового ее субъекта; функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта. Кроме того, международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему ее органов. При этом предусмотрена процедура проверки Конституционным Судом РФ соответствия данного международного договора федеральной Конституции.

Если международный договор признается конституционным, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно с ним вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также сроки переходного периода.

После принятия федерального закона о ратификации международного договора и федерального конституционного закона о принятии нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации. Примерами принятия в состав РФ новых субъектов могут служить Республика Крым и город Севастополь.

После принятия Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя и признания Российской Федерацией Республики Крым, в которой город Севастополь имеет особый статуе, учитывая волеизъявление народов Крыма на общекрымском референдуме 16 марта 2014 г.

, был заключен международный договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, который был ратифицирован парламентом и признан Конституционным Судом РФ соответствующим Конституции РФ[2]. 21 марта 2014 г.

был принят Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основе которого в ст. 65 Конституции РФ внесены соответствующие изменения.

Образование в Российской Федерации нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состав субъектов РФ в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов. Между тем Конституция РФ в ч. 1 ст. 137 не лимитирует возможность образования нового субъекта только посредством объединения.

Образование нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых объединяются. Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых он образуется.

Предложение об образовании нового субъекта направляется Президенту РФ, который уведомляет о нем палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Данное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Федерации нового субъекта, а также содержать ряд сопроводительных материалов, включающих: предложения о правопреемстве нового субъекта в вопросах собственности заинтересованных субъектов, в отношениях с органами государственной власти Федерации, другими субъектами; предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием нового субъекта; сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов и др.

Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение во всех субъектах, где проводится референдум. После получения официальных данных о результатах референдумов Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в Российской Федерации нового субъекта.

Проект должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, положения о прекращении существования субъекта (субъектов), если это предусматривалось планом объединения, а также положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта; внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года; функционирование территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта; действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов на территории нового субъекта и др.

После принятия федерального конституционного закона об образовании в Российской Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации.

В практике современных федеративных отношений уже имеются примеры образования новых субъектов (Пермский край1, Красноярский край[3] [4], Камчатский край[5], Иркутская область[6], Забайкальский край[7]).

  • 1. Какие термины использовала Конституция РСФСР 1918 г. для обозначения субъектов, составляющих Федерацию?
  • 2. Какие республики и в каком году образовали СССР и первоначально входили в его состав? Сколько республик входило в состав Союза ССР к моменту его распада?
  • 3. Когда из федерального ведения была изъята функция утверждения конституций автономных республик?
  • 4. Какие четыре автономные области были преобразованы в республики в 1991 г.? Какие наименования они теперь носят?
  • 5. Посредством какого нормативного акта новое наименование субъекта РФ вносится в Конституцию РФ?
  • 6. Приведите примеры включения в текст Конституции РФ новых наименований субъектов РФ.
  • 7. Какой орган субъекта РФ реализует право его законодательной инициативы в федеральном парламенте?
  • 8. Какой акт действует в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта, принятым по предметам его ведения?
  • 9. Что такое сецессия? Обладают ли субъекты РФ правом сецес- сии?
  • 10. Какой принцип — равенства или равноправия субъектов РФ — закреплен в Конституции РФ?
  • 11. В чем состоит правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в отношении вопроса о суверенитете субъектов РФ?
  • 12. Назовите особенности республик в составе России по сравнению с другими субъектами РФ.
  • 13. Что такое сложносоставной субъект РФ? Имеются ли такие субъекты в российской федеративной системе?
  • 14. Назовите субъекты РФ, где титульная нация составляет меньшинство.
  • 15. Представьте в письменном виде процедуру образования новых субъектов РФ.

Источник: https://studref.com/375880/pravo/izmenenie_sostava_subektov_rossiyskoy_federatsii

Изменение состава субъектов РФ

Порядок изменения состава и названия субъектов российской федерации

Ст. 137 Конституции РФ закрепляет положений являющиеся весьма важными для федеративного устройства.

Речь идет о возможности конституционного преобразования краев и областей в республики или автономного округа в область, об образовании на территории двух-трех субъектов РФ нового субъекта РФ, о разделе одного субъекта РФ на два, о принятии в состав РФ какого-либо из соседних государств или просто об изменении наименований нынешних субъектов РФ.

Ст. 65 Конституции РФ содержит перечисление всех субъектов РФ и устанавливает, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется федеральным конституционным законом.

Изменить эту статью, значит, затронуть один из самых чувствительных нервов российского федерализма, связанный с гарантиями конституционно-правового статуса субъектов Федерации. Поэтому ч. 1 ст. 137 Конституции РФ вводит особый порядок изменения ст. 65, устанавливая, что она может быть изменена только федеральным конституционным законом и только в следующих случаях:

  • – принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ;
  • – изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Часть 2 ст. 137 связана с изменением наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. В этом случае новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

При этом Конституционный Суд РФ при толковании данной нормы учитывал Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 2304., что предусмотренный ч. 2 ст. 137 упрощенный порядок включения в ст.

65 нового наименования субъекта РФ допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в ст. 135, 136 и 137 (ч. 1) Конституции РФ.

Также было отмечено, что новое наименование субъекта РФ, подлежащее включению в ст.

65 Конституции РФ в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

С рассмотренными выводами связано понимание роли Президента РФ в оформлении решений об изменении наименования субъекта РФ.

Из того, что он является главой государства и гарантом Конституции РФ, вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст.

136 и 137 Конституции РФ. Президент РФ не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений – он обязан обнародовать (промульгировать) их.

Не является изменением наименования субъекта РФ в смысле ч. 2 ст.

137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят ФКЗ от 17 декабря 2001 г.

№ 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» ((в ред.

Федерального конституционного закона от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ) // СПС – Консультант Плюс..

В целях исключения правового вакуума соответствующий механизм должен быть закреплен, хотя возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической.

В то же время полностью исключать подобную ситуацию нельзя: интеграционные процессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе предложение об объединении России и Беларуси в одно государство путем постепенного включения в состав России белорусских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских политиков, о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма и т. д.

Принятие в состав России нового субъекта РФ возможно только на добровольной основе, при этом в состав Российской Федерации может быть принято как иностранное государство, так и его часть.

В основе такого решения, оформляемого принятием специального федерального конституционного закона, должен лежать в том числе и международный договор с данным государством, заключаемый исключительно по инициативе последнего.

В целях постепенного интегрирования нового субъекта в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти международным договором может устанавливаться переходный период.

Реализации полномочия Президента РФ по заключению международных договоров в данной ситуации предшествует обязательное уведомление обеих палат российского парламента и Правительства РФ о поступившем предложении заключить соответствующий договор и проведение при необходимости с ними консультаций, а также обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности подписанного договора. Ратификация заключенного международного договора (при условии положительного решения Конституционного Суда РФ) осуществляется в Федеральном Собрании одновременно с принятием федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта, в котором определяются отправные моменты его статуса (наименование, границы, особенности и сроки переходного периода и др.).

Источник: https://studwood.ru/1239995/pravo/izmenenie_sostava_subektov

15.Порядок изменения состава и названия субъектов

Порядок изменения состава и названия субъектов российской федерации

Порядокизменения состава российской федерациии наименований ее субъектов —предусмотренные Конституцией РФоснования и процедуры внесения измененийв состав РФ, а также изменений внаименования субъектов РФ. Статья 65Конституции РФ закрепляет поименныйисчерпывающий перечень субъектногосостава РФ.

В то же время существуетконституционная возможность преобразованиякраев и областей в республики, автономногоокруга в область, образования натерритории субъектов РФ новых субъектовРФ, раздела одного субъекта на два,принятия в состав РФ соседствующего сним государства, придания статусукакого-либо из субъектов особых отличийот статуса иных субъектов, изменениянаименований субъектов РФ. Так, УказомПрезидента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 в связис изменением наименования ЧувашскойРеспублики — Чаваш республики наЧувашскую Республику — Чувашия новоенаименование включено в ч. 1 ст. 65Конституции РФ. Поэтому в самой Конституции(ч. 1 ст. 137) предусмотрен особый порядокизменения ст. 65. Положения этой статьимогут быть изменены федеральнымконституционным законом только вслучаях: а) принятия в РФ и образованияв ее составе нового субъекта РФ; б)изменения конституционно-правовогостатуса субъекта РФ. Конституция (ч. 2ст. 137) оговаривает, что в случае изменениянаименования субъекта Федерации егоновое наименование подлежит включениюв ст. 65 Конституции РФ. В соответствиис постановлением Конституционного СудаРФ от 28 ноября 1995 г., содержащим официальноеразъяснение ч. 2. ст. 137 Конституции РФ,определен упрощенный порядок включенияв ст. 65 нового наименования субъектаРФ. При этом постановление специальнооговаривает, что новое наименованиесубъекта РФ, подлежащее включению в ст.5 Конституции РФ в упрощенном порядке,не может затрагивать основы конституционногостроя, права и свободы человека игражданина, интересы других субъектовРФ в целом и интересы других государств,а также вести к изменению состава РФили конституционно-правового статусаее субъекта, не должно содержать указанияна иную форму правления, чем предусмотреннаяКонституцией РФ, затрагивать государственнуюцелостность РФ, подразумевать илиинициировать какие-либо территориальныепретензии, противоречить светскомухарактеру государства и принципуотделения церкви от государства, ущемлятьсвободу совести, включать в себяпротиворечащие Конституции РФидеологические и иные общественно-политическиеоценки, игнорировать исторические илиэтнические традиции.

Постановлениемустановлено, что изменение наименованиясубъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 137Конституции включается в текст ст. 65Конституции указом Президента РФ наосновании решения субъекта РФ, принятогов установленном им порядке. В спорныхслучаях Президент используетпредоставленные ему Конституцией (ч. 1ст. 85) согласительные процедуры.

Постановление особо оговаривает: неявляется изменением наименованиесубъекта РФ в смысле ч. 2 ст.

137 КонституцииРФ, и, следовательно, не может бытьпроизведено в указанном порядке такоепереименование, которое затрагиваетосновы конституционного строя, праваи свободы человека и гражданина, интересыдругих-субъектов РФ, России в целом либоинтересы других государств, а такжепредполагает изменение состава РФ иликонституционно-правового статуса еесубъекта. Основные условия и процедурыпринятия в РФ и образования в его составенового субъекта РФ закреплены вФедеральном конституционном законе от17 декабря 2001 г. “О Порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования вее составе нового субъекта РоссийскойФедерации”.

РоссийскойФедерации (статья 65 Конституции РФ).

Статья651.

Всоставе Российской Федерации находятсясубъекты Российской Федерации:          Республика Адыгея (Адыгея), РеспубликаАлтай, Республика Башкортостан, РеспубликаБурятия, Республика Дагестан, РеспубликаИнгушетия, Кабардино-БалкарскаяРеспублика, Республика Калмыкия,Карачаево-Черкесская Республика,Республика Карелия, Республика Коми,Республика Марий Эл, Республика Мордовия,Республика Саха (Якутия), РеспубликаСеверная Осетия — Алания, РеспубликаТатарстан (Татарстан), Республика Тыва,Удмуртская Республика, РеспубликаХакасия, Чеченская Республика, ЧувашскаяРеспублика — Чаваш республики; Алтайскийкрай, Краснодарский край, Красноярскийкрай, Приморский край, Ставропольскийкрай, Хабаровский край;          Амурская область, Архангельская область,Астраханская область, Белгородскаяобласть, Брянская область, Владимирскаяобласть, Волгоградская область,Вологодская область, Воронежскаяобласть, Ивановская область, Иркутскаяобласть, Калининградская область,Калужская область, Камчатская область,Кемеровская область, Кировская область,Костромская область, Курганская область,Курская область, Ленинградская область,Липецкая область, Магаданская область,Московская область, Мурманская область,Нижегородская область, Новгородскаяобласть, Новосибирская область, Омскаяобласть, Оренбургская область, Орловскаяобласть, Пензенская область, Пермскаяобласть, Псковская область, Ростовскаяобласть, Рязанская область, Самарскаяобласть, Саратовская область, Сахалинскаяобласть, Свердловская область, Смоленскаяобласть, Тамбовская область, Тверскаяобласть, Томская область, Тульскаяобласть, Тюменская область, Ульяновскаяобласть, Челябинская область, Читинскаяобласть, Ярославская область; Москва,Санкт-Петербург — города федеральногозначения; Еврейская автономнаяобласть;          Агинский Бурятский автономный округ,Коми-Пермяцкий автономный округ,Корякский автономный округ, Ненецкийавтономный округ, Таймырский(Долгано-Ненецкий) автономный округ,Усть-Ордынский Бурятский автономныйокруг, Ханты-Мансийский автономныйокруг, Чукотский автономный округ,Эвенкийский автономный округ,Ямало-Ненецкий автономный округ.2.Принятие в Российскую Федерацию иобразование в ее составе нового субъектаосуществляется в порядке, установленномфедеральным конституционным законом.

Комм.АндриченкоЛ.В.

РоссийскаяФедерация — государство с уникальнойгосударственной структурой. В составесубъектов Российской Федерации внастоящее время насчитывается 89субъектов: 21 республика, 6 краев, 49областей, 2 города федерального значения,1 автономная область и 10 автономныхокругов.

В них проживает более 140 нацийи народов, исторически объединившихсяна российской земле в многонациональныйнарод Российской Федерации.       В п.1ст.65 Конституциивсе субъекты Российской Федерацииперечислены не случайно.

Включениеназвания каждого субъекта Федерации вэту статью служит цели закреплениясубъектов в составе Российской Федерациии является правовым основанием дляиспользования его государственнымиорганами конституционных прав, таких,например, как право законодательнойинициативы, право на вхождение в СоветФедерации двух представителей (см.ст.95 и 104).

Следует учесть, что в соответствии сУказом Президента Российской Федерацииот 9 января 1996г. No.

20 «О включении новыхнаименований субъектов РоссийскойФедерации в статью 65 КонституцииРоссийской Федерации», а также в связис изменением наименований ИнгушскойРеспублики и Республики Северная Осетиясоответственно на Республику Ингушетияи Республику Северная Осетия — Аланияэти новые наименования включены в ч.1ст.65 Конституциивместо прежних.

Немного позже всоответствии с аналогичным УказомПрезидента Российской Федерации от 10февраля 1996г. «О включении новогонаименования субъекта РоссийскойФедерации в статью 65 КонституцииРоссийской Федерации» и в связи сизменением наименования РеспубликиКалмыкия — Хальмг Тангч на РеспубликуКалмыкия новое наименование этойРеспублики также было внесено в ч.1ст.65 КонституцииРоссийской Федерации.

Поэтому припереиздании текста Конституции РоссийскойФедерации новые наименования субъектовдолжны быть внесены в текстКонституции.       В сравнении с 1978г. — годом принятияпредпоследней и четвертой по счетуКонституции Российской Федерации —число субъектов Российской Федерациизначительно возросло. Изменилисьнаименования и правовой статус субъектовФедерации.

В число субъектов РоссийскойФедерации вошли 49 областей и 6 краев, атакже 2 города федерального значения.Статус республик, кроме 16 бывшихавтономных республик, приобрели также4 автономные области — Адыгейская,Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайскаяи Хакасская, а из автономных областейосталась только одна — Еврейская. В1992г.

Чечено-Ингушская Республика быларазделена на Чеченскую Республику иИнгушскую Республику.       Субъекты Российской Федерации различаютсямежду собой по величине территории,численности и плотности населения, егонациональному составу. Так, при наличиитаких сравнительно небольших потерритории субъектов, как Калининградскаяобласть (15,1 тыс. кв. км) и РеспубликаАдыгея (7,6 тыс. кв.

км), имеются и такиезначительные по размеру территориисубъекты, как Республика Саха (Якутия),занимающая 3102 тыс. кв. км. и Красноярскийкрай, территория которого — 2401 тыс. кв.км. Такие субъекты по своей территориипревосходят многие иностранныегосударства. Например, Республика Саха(Якутия) почти равна Индии и в 2 разабольше Индонезии; Республика Коми (415,9тыс. кв. км.

) больше вместе взятыхВеликобритании, Греции и Бельгии.       Самые крупные по численности населениясубъекты Российской Федерации — городафедерального значения Москва (более 9млн. человек) и Санкт-Петербург (более5 млн. человек), а также Московская область(почти 7 млн. человек) и Краснодарскийкрай (более 5 млн.

человек) — входят всостав Российской Федерации наряду стакими относительно малочисленнымисубъектами, как Республика Тыва — всего307 тыс. человек, Республика Калмыкия —328 тыс. человек, Камчатская область —473 тыс. человек.

       Субъекты Российской Федерации различаютсяи по ряду других признаков — уровнюразвития экономики в целом, наличию иразвитию отдельных отраслей промышленностии сельского хозяйства, историческимтрадициям, национальной культуре всегоили части населения. Однако, как следуетиз Конституции, эти и другие особенностине влияют на конституционно-правовойстатус субъекта Российской Федерации.

       Как известно, действующая Конституциязакрепила преобразование России вподлинное федеративное государство,провозгласив равноправие субъектовкак между собой, так и в отношениях сфедеральной властью. Конституциясохранила те наименования субъектов,которые они дали сами себе.В ст.137 КонституцииРоссийской Федерации предусмотрено,что при изменении субъектом Федерациисвоего наименования «…

новое наименование…подлежит включению в статью 65 КонституцииРоссийской Федерации». Это говорит отом, что вопрос о наименовании субъектаотносится к компетенции самого субъекта(что следует также из положенийст.71, 72, 73).Внесение нового наименования в КонституциюРоссийской Федерации происходит ужеавтоматически на основании указаПрезидента Российской Федерации.

Наэто указывает Постановление КонституционногоСуда Российской Федерации от 28 ноября1995г. по делу о толковании ч.2ст.137 КонституцииРоссийской Федерации. Именно так быливнесены изменения в ст.65 приведеннымвыше Указом Президента РоссийскойФедерации от 9 января 1996г.

       Сказанное не относится к изменениямнаименований субъектов, связанных сизменением их статуса (например, призамене названия «край» или «область»названием «республика»). Эти вопросырешаются уже на основании ч.2 комментируемойстатьи. В ней устанавливается возможностьпринятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе новых субъектов.При этом могут быть различные вариантыизменения числа субъектов РоссийскойФедерации: путем слияния двух или болеесубъектов и образования на их основенового субъекта или распада имеющегосясубъекта на две или более части, каждаяиз которых выразила желание статьотдельным субъектом Российской Федерации;кроме того, возможно вхождение в составРоссийской Федерации новой территориина правах самостоятельного субъекта.       Предусматривается, что подобные проблемымогут решаться в порядке, установленномфедеральным конституционным законом.Он подлежит разработке и принятию всоответствии с Конституцией, Представляется,что в законе будет разработана процедурапринятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе нового субъекта;в нем следует также установить гарантиидобровольности вхождения в РоссийскуюФедерацию новых субъектов, соблюдениямеждународно-правового принципасамоопределения народов.

Источник: https://studfile.net/preview/4085450/page:5/

Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации

Порядок изменения состава и названия субъектов российской федерации

В силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации…

Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции…

Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта (Постановление Конституционного Суда от 28 ноября 1995 года N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации; пункт 2, абзац второй пункта 4 мотивировочной части, пункт 1 резолютивной части).

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Page 3

Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти* и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них – экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.

Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства.

Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем (после ликвидации округа) область (край) – район.

Источник: https://vuzlit.ru/1084320/poryadok_izmeneniya_naimenovaniya_subekta_rossiyskoy_federatsii

ПраваРешения
Добавить комментарий