Правило удвоенная согласная в корне слова 3 класс

Карточки по русскому языку

Правило удвоенная согласная в корне слова 3 класс

Удвоенные согласные в корне слова.Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса,Удвоенные согласные на стыке приставки корня.
аккордаккуратныйАллааллеяАннаантеннааппаратаппетитбаллбассейнваннаваннаягаммыГеннадийграммграмматикагриппгруппадрожжиЖаннажжётжужжитиллюстрацияИннаискусствокассакилограммКириллклассколледжколлективколлекциякомпресскорреспонденткристаллкросскроссвордкроссовкимассамассажметаллмиллиметрможжевельникмуссОдессаорфограммапассажирперронпрограммапрофессияРиммаРоссияРусскийссадинассорасубботасуммателеграмматеррариумтеррасатерриториятеннистоннатроллейбустролльто(у)ннельФилиппхоббихоккейхоккеистшассишоссебессонницавесеннийдлинныйкаменныйклассныйконныйлимонныйлунныймалинникматросскиймашинныйоконныйосеннийосинникраннийсонныйбеззаботныйбеззвёздныйбессонницаввестиввинтитьввозитьоттащитьоттаятьоттолкнутьоттуда (наречие)поддержкарассветрассердитьсярассказатьрассказрасследоватьрассмешитьрассмотретьрасстояниерассудитьрассыпатьссыпать

Ф.И. ______________________

1. – Используя словарь слов с удвоенными согласными, вставь пропущенные слова в предложения.

1. Дети нашего ________________ – это дружный ______________________.

2. После взлёта самолёт _________________ убирает ___________________.

3. По широкому _________________ мчались машины.

4. Тенистая ________________ привела нас к домику с ___________________.

5. _______________туристов из ___________________ побывала на Красной площади.

6. ____________________ стояли на _______________________ вокзала.

7. __________________ купили новые ______________________.

8. __________________заняли свои места в вагонах, и __________________ опустел.

Ф.И. ______________________

2. – Подбери к каждому из данных слов слово с удвоенной согласной, запиши эти сочетания слов.

_____________________________яблок, ____________________________комната,

цветная ___________________________, _______________________пчёлы,

липовая _________________, ______________________двух слагаемых, _______________________человек, ________________________ «Время», разгадывать _______________________, страна _____________________.

Ф.И. ______________________

3. – Раздели слова для переноса.

Жужжит -_____________________ , балл – _______________, ссора- _______________,

русский –____________________, кристалл – _________________, шоссе – ___________,

хоккей – __________________, Анна – __________________, ранний – _______________,

рассказ – _________________, осенний – _________________, жжёт- ________________.

Ф.И. ______________________

4. – Вставь в текст подходящие по смыслу слова с удвоенными согласными.

  1. Я прочитал интересный _______________________.

  2. ___________________ – инфекционное заболевание.

  3. Туристы прошли большое ____________________________.

  4. «Трус не играет в ______________________!»

  5. Муха _______________________над ухом.

  6. Ученик должен быть _______________________.

  7. По ____________________шли пешеходы.

  8. В книжках для детей много ярких ___________________________.

  9. _______________________утром рабочие спешат на завод.

  10. ________________и _______________пишут без ошибок.

Ф.И. ______________________

5.- Вставь в определения подходящие по смыслу слова с удвоенными согласными.

  1. Состояние, когда человеку не спится, называется _________________________.

  2. Страна со столицей Москва, это – _________________________.

  3. День недели – _________________________.

  4. Дорога (в саду, в парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам _______________________.

  5. Пассажирская платформа на железнодорожной станции______________________.

  6. Летняя открытая пристройка к дому __________________________.

  7. Осиновый лес ____________________________.

  8. Взлётно-посадочное устройство самолёта ____________________.

  9. Широкая асфальтированная дорога ________________________.

  10. Время перед восходом солнца, начало утра__________________________.

Ф.И. ______________________

6. – Вставь в текст подходящие по смыслу слова с удвоенными согласными.

На уроках.

Мы учимся в третьем _________________. На уроках ____________________языка мы изучаем _________________________, подчёркиваем ____________________________ . _______________любит рисовать ______________________ к ____________________.

Хорошо решает задачи ____________________, а ____________________легко находит

__________________чисел. Мы – дружный ________________________.

Ф.И. ______________________

7. – Вставь в текст подходящие по смыслу слова с удвоенными согласными.

На экскурсию.

На ___________________стоит _________________ребят. Это наш _________________.

Билеты мы купили в ______________. В киоске ребята купили ____________________. Вот объявили посадку. _______________________ зашли в вагоны, и ________________

опустел. Мы едем на экскурсию в Москву. Там нас ждёт интересная __________________________.

Источник: https://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-udvoennie-soglasnie-klass-1472447.html

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правило удвоенная согласная в корне слова 3 класс

Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными).

Двойными в словах могут быть следующие согласные:

  • бб – пп – субботний, группа, труппа, аппарат
  • фф – дифференцировать
  • кк – аккуратный, аккордеон, хоккей
  • сс – профессия, искусство, русский
  • тт – аттракцион, аттестат
  • рр – терраса, перрон
  • жж – жужжание, жжение
  • лл – коллекция, аллея, миллион
  • мм – грамматика, килограмм
  • нн – ванна, колонна, лимонный

Двойные согласные могут стоять:

  1. В начале слова – жжение
  2. В середине слова – мировоззрение
  3. В конце слова – килограмм

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: бессрочный, воззрение, поддержать

Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: каминный, лимонный.

Двойные согласные могут находится и в самом корне: искусство, грамм.

Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

Обычно там, где слышится долгий звук, и пишутся двойные согласные. Однако есть ряд исключений, которые надо знать: галерея, имитация.

! Обрати внимание:

Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать.

При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются: суб-бота, ап-петит.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 104, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 140, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 25, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 34, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 70, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 179, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 227, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 186, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 167, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 188, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 69, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 95, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 66, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 164, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 64, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 206, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 224, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 538, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 624, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 641, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 65, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 66, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 395, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 214, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 335, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 379, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 400, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 439, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 475, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 254, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 125, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 242, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 436, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 144, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 169, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/37

Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

Правило удвоенная согласная в корне слова 3 класс

“Ранняя весна наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда”.

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые имена собственные: Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. Заимствованные слова: терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если корень слов различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна – мера веса, тона – падежная форма слова тон – оттенок звука или цвета;
  • касса – устройство для хранения денег, касание – соединение в какой-либо точке;
  • балл – единица оценивания, бал – вечер отдыха с танцами.

Примеры предложений:

  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.

2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла – Алка, кристалл – кристальный, искусство – искусный, корреспондент – юнкор, колонна – колонка, финн – финский, тонна – пятитонка.

Удвоенных согласных нет

Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква “л”. Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.

Перенос слов с удвоенными согласными

Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. Правила переноса удвоенных согласных таковы:

  • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
  • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.

К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

  • алл-ея;
  • те-рраса;
  • искусс-тво.

Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

На стыке морфем

Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс – одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

  • бессменный;
  • бесстрашный;
  • беззаветный;
  • беззубый;
  • беззаконный;
  • раззадорить;
  • раззява;
  • рассказ;
  • рассвирепеть;
  • рассусоливать;
  • рассекать;
  • иссушить;
  • иззябнуть;
  • преддверие;
  • поддать;
  • поддеть;
  • оттаять;
  • отток;
  • оббить;
  • вводить,
  • вверх;
  • вверенный;
  • искусство;
  • русский;
  • матросский;
  • новочеркасский;
  • картинный;
  • старинный;
  • истинный;
  • картонный;
  • подстаканник;
  • подоконник;
  • сторонник;
  • странник;
  • избранник;
  • карманник;
  • малинник;
  • осинник.

Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

В суффиксах прилагательных

В русском языке одна из самых сложных орфограмм – одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

Удвоенные согласные. Правила для прилагательных
ННН
-ин-: осиный, орлиный, соколиный;-ан-(-ян-): полотняный, кожаный;-онн-: станционный, лекционный;-енн-: клюквенный, соломенный;

Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

  • свиной;
  • бараний;
  • юный;
  • багряный;
  • синий;
  • зелёный.

В суффиксах причастий

Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

  • исходить – исхоженный;
  • выкрасить – выкрашенный;
  • написать – написанный;
  • изгнать – изгнанный;
  • желать – желанный;
  • купить – купленный;
  • искоренить – искоренённый;
  • избрать – избранный;
  • раскалить – раскалённый;
  • поджарить – поджаренный;
  • разбудить – разбуженный;
  • разграничить – разграниченный;
  • распечатать – распечатанный;
  • начертить – начерченный;
  • опросить – опрошенный;
  • схватить – схваченный.
Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н
ПравилоПримеры
В кратких причастияхВсе задания выполнены.
В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставокСкамейка крашеная.
Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н
ПравилоПримеры
Есть приставкиРасставленные столы.
Есть зависимые словаСкамейка, крашенная вчера.

Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

В суффиксах наречий

В словах-наречиях пишется столько же Н, сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

  • искренний – искренне;
  • нечаянный – нечаянно;
  • прекрасный – прекрасно;
  • интересный – интересно.

Тест

Теперь, когда изучена тема “Удвоенные согласные”, правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

1. Какое слово написано неправильно?

А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

А. Нужно оставить обе буквы на строке.

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

А. Обязательно нужно проверить.

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

  • бры…жущая жидкость;
  • задребе…ало железо;
  • прое…жать через мост;
  • надоедливая и…жога;
  • ра…жать капкан;
  • ра..жалобить маму;
  • вы…женная земля;
  • вые…жанная лошадь;
  • ви…жащий ребёнок.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Снег уже по..таял.
  • Берега по…тапливаются весной.
  • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
  • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
  • Ручьи и..сохли.
  • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
  • Все ра..селись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
  • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
  • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
  • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
  • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
  • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
  • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
  • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
  • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
  • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти…ые штаны.
  • Афиши были расклее…ы по всему городу.
  • Все уехали, и только холё…ые лица лакеев мелькали в коридорах.
  • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка…ой золотом скатертью.

3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

  • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
  • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
  • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
  • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
  • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
  • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)

Ответы

1. Какое слово написано неправильно?

Д. Галерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

В. Рассказ.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Ручьи иссохли.
  • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
  • Все расселись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
  • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
  • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
  • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.

На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

Источник: https://FB.ru/article/265405/udvoennyie-soglasnyie-pravila-napisaniya-i-perenosa-pravopisanie-slov-s-udvoennyimi-soglasnyimi

Класс: 3

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи:

  • Образовательные:
    • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
  • Развивающие:
    • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
    • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах, оценку и самооценку деятельности;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
    • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Принципы:

  • наглядности;
  • воспитывающего обучения;
  • активности (игровой момент);
  • учет возрастных особенностей.

Методы:

  • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
    • наглядный;
    • словесный (рассказ, беседа);
    • практический (упражнения);
    • проблемный;
    • исследовательский;
    • информационно-коммуникативный.
  • Стимулирование  и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
  • Контроля и самоконтроля:
    • устный и письменный;
    • фронтальный и групповой;
    • текущий.
  • Самостоятельность ученика:
    • под руководством учителя;
    • самостоятельная учебная деятельность.

Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Оборудование: интерактивная доска,компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
Для учащихся  – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3;№4; 2 квадратика — желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

Форма работы: коллективная, в парах, в группах.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
  3. Введение в игровой сюжет
  4. Работа по теме урока
  5. Физкультминутка
  6. Работа в группах
  7. Итоги урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

Вопросы и задания: по ходу урока.

(СЛАЙД 2)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок

– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли  вы  учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова                                                                   (СЛАЙД 3) Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня   Четырнадцатое февраля. Классная работа.

II. Чистописание. Актуализация знаний

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

 мм         пп         лл        рр     (сс    бб    дд    жж)                         (СЛАЙД 4)

– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук) – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. Проверка.

– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

– Поиграем в игру «Доскажи словечко»                                 (СЛАЙД )

1) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас,

Это наш просторный … (класс)

2) Простудился я вчера Голова болит с утра Я закашлялся, охрип

У меня наверно … (грипп)

3) Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее

Этот путь зовут … (аллея)

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного? – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.

– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в город, который называется  (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.

– Как вы думаете, что может быть  объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением).

  Например, …
– О правописании парной  согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …

Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенной согласной? (СЛАЙД 14)

– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей) – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?

– Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг  другу)

– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД )

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)

Проверь себя (CЛАЙД 9).

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)

2. Проблемный вопрос:Каким образом  мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

3. Классификация слов

– Распредели слова по группам  (CЛАЙД 17)

Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

Проверь себя (CЛАЙД )

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД )

Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

Колонна                                                теннис Пассажир                                               класс

Телеграмма                                            килограмм

Сделайте вывод.первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй  — слова, в которых не произносится долгий согласный звук,  т.  е.  он произносится быстро и без затруднения,

Обрати внимание: В словах галерея, юный, длина  нет удвоенной согласной!

4. Происхождение слов (CЛАЙД )

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной.

В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога.

(Зачитать из словаря).

ФранцузскоеРусское
ClsssКласс
ProfessionПрофессия
GruppeГруппа

– Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

МИЛЛИОН БАССЕЙН ШОССЕ

КРОССВОРД

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

V. Физкультминутка музыкальная

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую  (CЛАЙДЫ 15-16)

– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

1 вариант2 вариант
шо-ссе один-надцать расс-каз

хок-кей

акк-уратно пер-рон с-сора

груп-па

При переносе двойные согласные разделяй!          (СЛАЙД 17)

Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).  СЛАЙД 18.

Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:

  • Шестой день недели (суб-бота)
  • Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
  • Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
  • Место, где продают билеты (кас-са)
  • Комната для занятий (класс)
  • Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

VI. Творческая работа (в группах)

– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

  • Суббота, Одесса, касса, пассажир.
  • Класс, теннис, хоккей.

Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).

VIII. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? – Какой новый секрет русского языка вы узнали? – Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?

– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)

Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)

– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?

Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)

– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)    (СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)

– Оцени свою работу на уроке.

Жёлтый – всё получалось, было легко.
Зелёный – я испытывал трудности, но старался.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)

Подобрать слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках: (с. 15)
Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.

15.03.2014

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644631/

ПраваРешения
Добавить комментарий