Примирительные процедуры в административном судопроизводстве

Понятие и виды примирительных процедур

Примирительные процедуры в административном судопроизводстве

Понятие примирительных процедур

Большинство конфликтов, возникающих при осуществлении экономической деятельности, разрешается участниками оборота самостоятельно, с учетом взаимных интересов, на компромиссной основе.

Примирительные процедуры – это установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия под контролем суда мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу.

Основные правовые признаки примирительных процедур:

используются при наличии спора, переданного на разрешение суда;

осуществляются под контролем суда;

их целью является прекращение дела путем примирения сторон.

Виды примирительных процедур:

– мировое соглашение;

– переговоры;

– мини-процессы;

– обязательное досудебное регулирование спора.

Мировое соглашение.Понятие и особенности мирового соглашения

Мировое соглашение с точки зрения теории процесса представляет собой договор сторон о прекращении производства по делу и спора на определенных, согласованных ими условиях.

Характерными чертами (признаками) судебного мирового соглашения:

– утвержденное определением суда, приобретает силу судебного решения (может быть принудительно исполнено в порядке исполнительного производства);

– стороны своим волеизъявлением пре­кращают существующий спор, поэтому производство по делу также подлежит пре­кращению;

– невозмож­ность в последствии обращения в суд с тождественным иском.

Мировое соглашение, помимо материально-правового содержания, имеет и процессуальную составляющую. Мировое соглашение является особым договором, заключаемым только при наличии спора в суде и действующим с момента утверждения его судом.

Мировое соглашение как договор имеет в основном односторонне обязывающий характер: в большинстве случаев, обязанности возлагаются на ответчика, права же имеет только истец.

 Мировое соглашение (как процессуальный договор) обладает особенностями:

1) может заключаться по любому делу (в том числе и административному), за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (поскольку такие дела рассматриваются только в случае отсутствия спора о праве);

2) заключается только между сторонами (истцом и ответчиком) по делу, а также третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора (поскольку такое третье лицо пользуется всеми правами истца);

3) может быть заключено на любой стадии арбитражного процесса и в любой судебной инстанции, а также при исполнении судебного акта.

4) условия мирового соглашения не должны нарушать права и законные интересы не только сторон по спору, но и других лиц, а также противоречить закону;

5) приобретает силу только после утверждения его судом, в противном случае такой документ не является мировым соглашением и имеет силу обычного договора.

Мировое соглашение заключается в общем порядке, предусмотренном для совершения гражданско-правовых сделок, т. е. на началах равенства и наличия воли участников соглашения.

Роль арбитражного суда состоит в оказании содействия сторонам: в разъяснении им права на заключение мирового соглашения, возможности и правовых последствий заключения мирового соглашения, в предоставлении времени для заключения, а также в контроле за соответствием включаемых в соглашение условий положениям закона.

Форма и содержание мирового соглашения

Мировое соглашение обязательно заключается в письменной форме по правилам, предусмотренным для заключения письменных договоров, не может быть заключено протокольное мировое соглашение.

Основным содержанием мирового соглашения является установление обязанностей, как правило, ответчика в виде условий, размера и сроков исполнения обязательства: отступное, новация, отсрочка, рассрочка, уступка права или перевод долга, прощение или признание долга.

Условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены четко и определенно, с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении (в добровольном или принудительном порядке).

Заключая мировое соглашение, стороны не могут выходить за пределы исковых требований.

Один подлинный экземпляр мирового соглашения приобщается арбитражным судом к материалам дела, остальные остаются у сторон в качестве договора, определяющего ход их дальнейших действий.

Утверждение и исполнение мирового соглашения

1) мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело: соответственно судом первой, апелляционной и кассационной инстанций. Только судом первой инстанции утверждается мировое соглашение, заключенное в процессе исполнения судебного акта;

2) вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается только в судебном заседании: предварительном, основном или специально назначенном для разрешения этого вопроса в присутствии сторон (их полномочных представителей) или при наличии их заявления о рассмотрении этого вопроса в их отсутствие;

3) утверждению арбитражным судом подлежит только то мировое соглашение, условия которого не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы других лиц;

4) по результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение: об отказе в утверждении мирового соглашения и рассмотрении спора по существу либо об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу;

5) определение об отказе в утверждении мирового соглашения обжалуется в общем порядке.

Оба варианта решения суда может быть обжаловано сторонами, третьими лицами, прокурором, если он участвует в деле.

Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению, поэтому не может быть обжаловано в апелляционной инстанции, оно подлежит обжалованию в течение месяца со дня вынесения в арбитражный суд кассационной инстанции;

6) в определении об утверждении мирового соглашения обязательно должно быть указано о распределении между сторонами судебных расходов. Как правило, на основе достигнутого ими соглашения.

Если мировое соглашение заключено до вынесения арбитражным судом решения, в целях стимулирования сторон на окончание дела миром АПК предусматривает обязанность суда возвратить истцу из федерального бюджета половину уплаченной им государственной пошлины;

7) исполнение мирового соглашения производится сторонами в самостоятельном порядке на добровольной основе, в противном случае в принудительном порядке.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования сторонами спора на компромиссной основе.

Мини-процессы – переговоры представителей сторон с участием некоего нейтрального лица в качестве председательствующего, проходящие в неюрисдикционной форме, подражающей судебному заседанию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_89128_ponyatie-i-vidi-primiritelnih-protsedur.html

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Примирительные процедуры в административном судопроизводстве

  1. Понятие и виды примирительных процедур
  2. Соглашение о примирении сторон

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) – это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд.

Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается.

Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения.

Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации.

В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г.

N R (86) 12 “О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды” предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства.

С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением.

Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений.

За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах.

Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители.

Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу.

Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций.

Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие.

КАС предусматривает минимальные требования соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей.

Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости.

Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд.

После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст.

137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Источник: http://be5.biz/pravo/a001/8.html

Изменение Кодекса административного судопроизводства РФ с 25 октября 2019 года

Примирительные процедуры в административном судопроизводстве

25 октября 2019 года вступает в силу новая редакция Кодекса административного судопроизводства РФ. Изменения в Кодексе связаны с введением процедуры судебного примирения.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Редакцию Кодекса административного судопроизводства РФ с 25 октября 2019 года изменил Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ. Законодатели усовершенствовали порядок осуществления примирительных процедур при осуществлении административного судопроизводства в судах общей юрисдикции.

Виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур

Статьей 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства названо содействие мирному урегулированию споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Новая редакция статьи 4 КАС РФ предусматривает, что:

Стороны вправе после обращения в суд использовать примирительные процедуры для урегулирования спора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ.

Новой редакцией статьи 137 КАС РФ определено, что суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в судах общей юрисдикции. Определено, что:

  • примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.
  • стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя;
  • примирение сторон возможно на любой стадии административного судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено ГПК РФ и иным федеральным законом;

Новая статья 137.1 КАС РФ определяет порядок утверждения судом соглашения о примирении. Установлено, в частности, что:

Соглашение о примирении утверждается судом, в производстве которого находится дело. В случае, если соглашение о примирении заключено в процессе исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение суда, рассмотревшего дело в качестве суда первой инстанции.

Определено, что вопрос об утверждении соглашения о примирении, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, суд должен рассмотреть в срок, не превышающий один месяц со дня поступления в суд заявления об утверждении. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении суд выносит определение, в котором должно быть указано:

  • утверждение соглашения о примирении или отказ в утверждении соглашения о примирении;
  • условия соглашения о примирении;
  • возвращение истцу из соответствующего бюджета части уплаченной им государственной пошлины в размерах, установленных федеральными законами о налогах и сборах;
  • распределение судебных расходов.

В определении об утверждении соглашения о примирении, заключенного в процессе исполнения судебного акта, должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению.

Порядок и сроки проведения примирительной процедуры регулирует еще одна новая статья 137.2 КАС РФ. В соответствии с ее нормами начать примирительную процедуру можно:

  • по ходатайству сторон (стороны);
  • по предложению суда.

Предложение суда о применении примирительной процедуры может содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству или в ином определении по делу. Также судья может предложить это в устной форме. Для принятия сторонами решения о начале примирительной процедуры или отказе от нее суд может при необходимости объявить перерыв в судебном заседании.

В случае согласия сторон с проведением примирительной процедуры суд выносит определение о ее проведении и при необходимости об отложении судебного разбирательства. В таком определении суд указывает:

  • наименования сторон,
  • предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура,
  • сроки ее проведения,
  • иные указания, необходимые для обеспечения надлежащего проведения примирительной процедуры.

Примирительная процедура должна быть завершена в срок, установленный судом в определении. По ходатайству сторон этот срок может быть продлен судом. Если стороны не достигли примирения или отказались от проведения примирительных процедур либо истек срок их проведения, судья возобновляет судебное разбирательство в порядке, установленном ч. 1 статьи 192 КАС РФ.

Новая статья 137.3 КАС РФ устанавливает виды примирительных процедур:

  • переговоры;
  • посредничество, в том числе медиация;
  • судебное примирение;
  • другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

Еще три новые статьи регулируют:

  • статья 137.4 КАС РФ — переговоры. Они осуществляются на условиях, определяемых сторонами;
  • статья 137.5 КАС РФ — медиацию;
  • статья 137.6 КАС РФ — судебное примирение с участием судебного примирителя. Оно осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя. В его роли может выступать только судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда РФ на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Определено, что:

  • судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;
  • судья, который рассматривает дело, имеет право вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.

Результаты процедуры примирения

Нормами новой статьи 137.7 КАС РФ урегулированы результаты примирительных процедур. К таким результатам отнесены:

  • соглашение о примирении в отношении всех или части заявленных требований;
  • частичный или полный отказ от административного иска;
  • частичное или полное признание административного иска;
  • полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, представления;
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
  • соглашение по обстоятельствам.

Признание обстоятельств, признание иска (требований), отказ от иска (требований) полностью или в части принимаются судом в порядке, установленном КАС РФ. Если стороны признали обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, составляется одностороннее заявление о согласии с позицией другой стороны или соглашение по обстоятельствам дела.

Участники судебного процесса

Статьей 31 КАС РФ определена обязательность отвода судьи, который являлся судебным примирителем по данному делу. Новая редакция статьи 51 КАС РФ запрещает допрос в качестве свидетелей по административному делу об обстоятельствах, ставших известными при исполнении обязанностей:

  • представителей лиц, участвовавших в проведении примирительной процедуры;
  • посредников, в том числе медиаторов;
  • судебных примирителей, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре.

Документы

Статья 125 КАС РФ требует указания в исковом заявлении сведений о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались.

В соответствии с новой редакцией статьи 126 КАС РФ к исковому заявлению нужно приложить документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и есть подтверждающие документы.

Нормами статьи 133 КАС РФ установлено, что в определении суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству может быть указано на право сторон обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры.

Полномочия суда

По нормам статьи 138 КАС РФ в новой редакции суд в ходе предварительного заседания должен выяснить возможность урегулирования административного спора до судебного разбирательства, в том числе путем использования примирительных процедур. В соответствии со статьей 190 КАС РФ суд обязан приостановить производство по административному делу по ходатайству сторон или ходатайству стороны при согласии другой стороны и установить срок для примирения сторон.

Источник: https://ppt.ru/news/143749

Соглашение о примирении по Кодексу административного судопроизводства РФ

Примирительные процедуры в административном судопроизводстве

Глуховцев В. И. магистрант ЮИ СФУ

УДК 347.92

В 2015 году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ[2] (далее также — КАС РФ, Кодекс). Данный закон вызвал множество споров в научной среде, поскольку выбивался из общего течения процесса. Кодекс ввел много новых терминов: «административное дело» (ч.2 ст.1 КАС РФ) «административное исковое заявление» (ст.4 КАС РФ), «административный истец» (ст.

38 КАС РФ) и «административный ответчик» (ст.38 КАС РФ), «соглашение о примирении» (ст. 137 КАС РФ), до этого не встречавшихся в нормативно правовых актах Российской Федерации. Особый интерес вызывает «соглашение о примирении». Чтобы понять его правовую природу, необходимо определиться с предметом регулирования КАС РФ. Согласно ст.

 1 КАС РФ «Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий». Далее в этой статье, во второй и третьей частях идет перечисление административных дел, разрешение которых регулируются данным кодексом. Из анализа положений ст.1 КАС РФ явствует, что предмет правового регулирования КАС — порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, административных дел.

Сам термин «соглашение о примирении» закреплен в ст. 137 КАС РФ «Примирение сторон. Соглашение о примирении». Статья 137 КАС образует довольно интересную правовую конструкцию. В ч. 1 ст.

137 КАС РФ закреплено следующее: «Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей, как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон».

Таким образом, кроме общих условий реализации распорядительных прав, законодатель вводит дополнительные ограничения на заключение соглашения о примирении: 1) примирение может касаться только прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений, 2) допустимость взаимных уступок.

Вопрос о возможности примирения субъектов публичных правоотношений относится к числу наиболее дискуссионных в процессуальной науке. Данный вопрос связан с онтологическими проблемами цивилистического процесса, с вопросом о разграничении категорий «спора о праве» и «правового спора».

Так в ГПК РФ, для производства по делам, возникающим из публичных правоотношений был характерен правовой спор при отсутствии спора о праве субъективном. В правовом споре заинтересованное лицо защищает в суде не право, а законный интерес, выражающийся в требовании признать действие (бездействие) должностного лица незаконным.

Такое положение дел было обусловлено восприятием ГПК опосредованного механизма защиты конституционных прав и свобод, что законодательно было реализовано в конструкции производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подразд. III разд. II ГПК РФ)[4].

Это объяснялось правовой природой самих спорных правоотношений, составляющей предмет процесса по данным категориям дел. Поскольку указанные правоотношения характеризуются вертикальной структурой правовых связей и неравноправным положением их участников, где один участников правоотношения всегда является публичный орган или должностное лицо, выступающее носителем властных полномочий по отношению к другому участнику указанных отношений. Публичные органы (должностное лицо) не притязают на субъективные гражданские права. Спор возникает в результате превышения ими полномочий, неисполнения возложенных обязанностей, неправильного применения закона, нарушения пределов компетенции других органов.

В КАС РФ заложена другая идея — о наличии в административных делах спора о праве. То есть разработчики КАС РФ предполагают, что лица, заявляющие административный иск, обладают субъективными публичными правами.

Данная идея субъективных публичных прав была воспринята и нашла воплощение в праве Германии. В России данная идея не нашла отражения в законодательстве.

Поэтому создаются трудности с идентификаций правовой природы соглашения о примирении по КАС РФ[4].

Рассмотрим соглашение о примирении в соотношении с мировым соглашением, хорошо знакомым для Российского права. В ГПК РФ в производстве по делам из публичных правоотношений исключалась возможность заключения мирового соглашения.

Поскольку процессуальные примирительные процедуры (мировое соглашение) всегда направлены на окончательное урегулирование спорного материального правоотношения, выступающего предметом процесса самими сторонами путем взаимных уступок относительно предмета существа сложившихся между ними прав и обязанностей.

Мировое соглашение предназначено для урегулирования частноправовых отношений, участники которых юридически равны и не обладают властными полномочиями по отношению друг к другу.

В современной науке некоторые авторы отождествляют данные правовые явления. Так, исследователь О. Н. Шмелева[5] раскрывает вопрос о возможности регулирования спора из административного дела по КАС.

Она приходит к определенным выводам о том, что административные споры на основании того, что составляет их предмет, подразделяются на 1) споры о субъективном административном праве, т.е. о правах и обязанностях сторон спорного административного правоотношения и 2) споры об объективном административном праве, т.е.

 о законности административного акта. При этом в рамках первых из них ставится вопрос о том, нарушено ли право конкретного индивида или группы индивидов, т.е. субъективное право. А вопросы общих публичных интересов и правопорядка в целом здесь не затрагиваются, что позволяет урегулировать их посредством заключения соглашений.

Данный исследователь приходит к выводу, что в рамках первой группы споров возможно урегулирование спора с помощью соглашения о примирении. Автор видит в этом продолжение концепции административного договора, то есть соглашение о примирении является административно правовым договором.

Мировое соглашение исследователь рассматривает как договор материального права. И приходит к выводу, «соглашение о примирении» по КАС и «мировое соглашение» тождественные явления.

Другой исследователь, О. Л. Бегдан,[2] рассматривая мировое соглашение как гражданско-правовой договор, приходит к выводу, что соглашение о примирении является договором материального права. Автор отождествляет понятия мировое соглашение и соглашение о примирении, поскольку они, на его взгляд, имеют материально-правовую природу.

На наш взгляд, возможность заключения мирового соглашения ставится в зависимость от урегулирования предмета процесса, спорного материально-правого отношения самими сторонами.

Это возможно только в том случае, если предмет процесса является правоотношением координационного типа, там, где есть возможность сторонам самим с помощью взаимных уступок определить свои права и обязанности.

В спорах, возникающих из административных дел, такая возможность сторонам не предоставлена. Стороны ограниченны рамками публичных правоотношений. В силу этого мы не можем отождествлять мировое соглашение с соглашением о примирении.

Мы не можем отнести соглашение о примирении по КАС к примирительным процедурам. Мировое соглашение и соглашение о примирении разные правовые явления, имеющие различную правовую природу.

Список литературы:

  1. Бегдан, О. Л. Институт соглашения о примирении по административному делу: его соотношение с мировым соглашением и правовая природа/О. Л. Бегдан// Административное право и процесс. — 2016. — № 3. — С. 75 — 78.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер.

    Закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 9.

  3. Сахнова, Т. В. Административное судопроизводство: проблемы самоидентификации/ Т. В. Сахнова// Арбитражный и гражданский процесс. — 2016. — № 9. — С. 35 — 40. — № 10. — С. 45— 48.
  4. Сахнова, Т. В.

     Курс гражданского процесса. 2-е изд., перераб. и доп./ Т. В. Сахнова. — Москва: Статут, 2014. — С 477.

  5. Шеменева, О. Н. Соглашение о примирении в административном судопроизводстве: принципиальная допустимость и соотношение с мировым соглашением в гражданском процессе/ А. М. Шеменева // Юрист. — 2016. — № 10.

    — С. 37–40.

Источник: http://journalpro.ru/articles/soglashenie-o-primirenii-po-kodeksu-administrativnogo-sudoproizvodstva-rf/

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Примирительные процедуры в административном судопроизводстве

Василий Гавриленко

Ведущий юрист, направление “Налоги и право” Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке.

Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание.

Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает. 


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между “досудебным” и “судебным” этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/gavrilenko/1294287/

ПраваРешения
Добавить комментарий