Штраф за незакрытие обособленного подразделения

Какой штраф предусмотрен за непостановку обособленного подразделения на учет — Audit-it.ru

Штраф за незакрытие обособленного подразделения

М. В. Подкопаев

Журнал “Бухгалтер Крыма” № 7/2017

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Вид нарушенияШтраф
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)10 тыс. руб.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить[1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении[2], представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб

В Письме ФНС России от 27.02.

2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст.

 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст.

 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015[3]).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст.

 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.

1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.

 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.

 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Справедливость восторжествовала

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

[1] Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. [2] Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@. [3] Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства. [4] В Постановлении АС СКО от 21.07.

2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ.

Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/916931.html

Верховный суд РФ «снизил» размер штрафа за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения

Штраф за незакрытие обособленного подразделения

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015.

Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт (ст. 116 НК РФ). Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).

Предмет спора

Организация была привлечена к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ за то, что не представила в налоговый орган сведения о создании обособленных подразделений (двух вахтовых посёлков для работников). За это был взыскан штраф, превышающий 7 млн. руб.

Суды трёх инстанций выводы инспекции поддержали. Однако организация продолжила борьбу и обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Выводы судебного акта

Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:

В рассмотренном споре судами было установлено, что задолженность по уплате налогов у организации отсутствовала. Поэтому она могла быть привлечена к ответственности только на основании ст. 126 НК РФ за то, что не представила сообщение о создании обособленного подразделения.

Отметим также, что размер ответственности на основании указанной статьи значительно меньше, чем было фактически доначислено организации — 200 рублей за непредставленный документ (т. е. в случае непредставления сведений о двух обособленных подразделениях — 400 руб.).

Значение спора для налогоплательщиков

Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).

Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей.

Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ. Указанная норма устанавливает ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учёт.

В то же время фактически организация состоит на налоговом учёте, а статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления организациями в определенный налоговым законодательством срок сообщения о создании обособленного подразделения. Очевидно, что в данной ситуации непредставление сведений в налоговый орган образует состав иного налогового правонарушения.

До принятия Верховным судом РФ рассмотренного выше Определения в судебной практике отсутствовала единая позиция по вопросу определения меры ответственности, наступающей за несообщение налогоплательщиком в налоговый орган о создании обособленного подразделения.

В некоторых случаях суды указывали на привлечение организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, Определение Верховного суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568), некоторые руководствовались п. 2 ст.

 116 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016), другие применяли п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.

2014 № Ф05-11191/14).

Верховный суд РФ сформировал единую позицию и внёс определённость в существующую судебную практику. Подход Верховного суда РФ значительно повышает шансы организации на изменение основания для привлечения к ответственности и существенное снижение суммы штрафа.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/verhovnyy-sud-rf-snizil-razmer-shtrafa-za-nesoobshchenie-nalogovomu-organu-ob-otkrytii-obosoblennogo-podrazdeleniya/

Штраф за неоткрытие обособленного подразделения – Предприятие Инфо

Штраф за незакрытие обособленного подразделения

Ст.

11 Налогового кодекса РФ дает определение обособленного подразделения организации (далее – ОП) – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).

Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

То есть, ОП будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации. Как только ОП начинает осуществлять деятельность предприятие должно:

  1.  Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Это делается по Форме № 1-2-Учет.
  2. Известить налоговую по месту нахождения организации (головного подразделения) о создании ОП в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это необходимо сделать по Форме № С-09-3.

Если же организация создала ОП на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). Об открытии ОП необходимо будет лишь сообщить в налоговый орган.

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, предусматривающие ответственность, связанную с нарушением процедуры постановки на учет:

  • штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей (ст. 116 НК РФ).
  • штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей (ст. 117 НК РФ).

Таким образом, ст. 116 Налогового кодекса РФ следует применять в случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет ОП, при этом пропустила сроки постановки, но надлежащим образом платила налоги с его деятельности. А ст.

117 Налогового кодекса РФ – в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет, и организация не платила налоги в связи с деятельностью этого подразделения.

Однако по поводу применения статьи 117 Налогового кодекса РФ единой точки зрения нет.

Источник:

Верховный суд РФ «снизил» размер штрафа за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015.

Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт (ст. 116 НК РФ). Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).

Ой! Эта страница не найдена!

Политика конфиденциальности

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Положение о политике конфиденциальности (далее — Положение) является официальным документом ООО «Консультант-Юрист», расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Н. Вирты, д.

Источник: https://gyroscooter-72.ru/otchetnost/shtraf-za-neotkrytie-obosoblennogo-podrazdeleniya.html

Штрафы за несвоевременное уведомление о закрытии ОП

Штраф за незакрытие обособленного подразделения

Уведомление о закрытии обособленного подразделения не выделенного на баланс подали позднее чем прекратили деятельность. Штрафы и ответственность.

Вопрос: Какие возможны наказания, штрафы если уведомление о закрытии обособленное подразделения не выделенное на баланс подали позднее чем прекратили деятельность (закрылся магазин договор аренды помещения закрыли) или подали и дата в уведомлении позднее, чем по факту прекратили деятельность.

Ответ: 

Если вовремя не подать сообщение о закрытии простого обособленного подразделения, организации грозит штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а руководителю – от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Обоснование

Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы закрыть (ликвидировать) обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

принять и оформить решение о закрытии обособленного подразделения;

подготовить подразделение к закрытию и расформировать штат сотрудников подразделения;

уведомить налоговую инспекцию.

Как уведомить налоговую инспекцию о закрытии простого обособленного подразделения

О том, что юридическое лицо прекращает работать через простое обособленное подразделение, необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это имеет смысл сделать в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест, оборудованных в подразделении.

Обоснование

Закон устанавливает, что сообщение о закрытии простого обособленного подразделения нужно представить в инспекцию «в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации» через подразделение (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Приведенное положение сформулировано довольно расплывчато и требует надлежащего толкования. Важно разобраться в следующих вопросах:

 что законодатель понимает под термином «прекращение деятельности через подразделение»;

 как исчисляется трехдневный срок.

Прекращение деятельности через обособленное подразделение

Закон устанавливает, что основанием для уведомления инспекции о закрытии обособленного подразделения является не принятие решения о ликвидации такого подразделения (как в случаях закрытия филиала или представительства), а факт прекращения работы через подразделение.

Считается, что юридическое лицо действует через обособленное подразделение, если выполняются два условия (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):

1. Подразделение территориально обособлено от организации, то есть расположено по адресу, отличному от юридического адреса компании.

2. В подразделении оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

Следовательно, организация прекратит вести деятельность через подразделение тогда, когда хотя бы одно из указанных условий выполняться не будет. Например, когда будет расторгнут договор аренды помещения, в котором расположен офис, или когда все сотрудники офиса будут уволены (переведены на другую работу).

Предпочтителен второй вариант, то есть ликвидация стационарных рабочих мест. Во-первых, именно факт наличия либо отсутствия таких рабочих мест имеет определяющее значение при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения простого обособленного подразделения (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г.

по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Во-вторых, во избежание трудовых споров имеет смысл сначала решить кадровый вопрос, а уже затем прекращать отношения с арендодателем.

К тому же бывают ситуации, когда организация, имеющая простое обособленное подразделение, не арендует недвижимость под офис, а владеет недвижимым имуществом на праве собственности либо ведет деятельность по месту нахождения движимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347).

В таких ситуациях деятельность через подразделение будет считаться прекращенной только в одном случае – при ликвидации стационарных рабочих мест.

Порядок исчисления срока

По общему правилу (т. е. если нормы НК РФ прямо не предусматривают иное) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.

Вывод

Организации имеет смысл сообщить о прекращении деятельности через простое обособленное подразделение в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.

На практике это выглядит следующим образом. Сначала руководитель подразделения (иное уполномоченное лицо) проводит комплекс мероприятий, связанных с закрытием подразделения. Затем (или одновременно с проведением мероприятий) работодатель расформировывает штат сотрудников подразделения.

Как правило, в последнюю очередь увольняют либо переводят (перемещают) на другую работу руководителя подразделения.

В течение трех рабочих дней с момента расторжения (изменения) трудового договора с руководителем генеральный директор организации (иное уполномоченное лицо) представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.

Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.

В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимает организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).

Как уведомить налоговую инспекцию, когда создали или закрыли обособленное подразделение

* Организации обязаны извещать налоговые инспекции по своему местонахождению о создании (закрытии) обособленных подразделений. Если вовремя не подать такое сообщение, организации грозит штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК), а руководителю – от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП).

Что касается подачи заявлений о постановке организации на учет по местонахождению обособленного подразделения, то это отдельная обязанность. И ответственность за него отдельная. Если подать такое заявление позже срока, то размер штрафа будет уже 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК).

** Раздел II подготовлен на основании письма ФНС от 30.12.2008 № ШС-6-3/986.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/293755-shtrafy-za-nesvoevremennoe-uvedomlenie-o-zakrytii-op

Закрытие обособленного подразделения: пошаговая инструкция в 2019 году

Штраф за незакрытие обособленного подразделения

Как открыть ООО / Закрытие обособленного подразделения: пошаговая инструкция с примерами ликвидации в 2019 году

Обособленное подразделение – это структурная единица организации, которая часто открывается временно, для достижения каких-либо бизнес-целей. Если эти задачи уже решены, или стали неактуальны, то возникает вопрос: «Как закрыть обособленное подразделение в 2019 году?».

Виды обособленных подразделений

Закрытие обособленного подразделения зависит от его вида. Гражданский кодекс особо выделяет два вида ОП – филиал и представительство, которые вправе представлять интересы самой организации в целом. Но кроме них, есть еще обычные подразделения, такие как офис, магазин, склад, мастерская.

☑ Главный критерий ОП – это наличие стационарного рабочего места, созданного сроком более чем на один месяц. Соответственно, при прекращении деятельности структурной единицы ООО надо решить имущественные, административные и кадровые вопросы.

Кроме того, о закрытии подразделения надо уведомить налоговую инспекцию. О том, как это сделать, ничего не упустив, расскажет наша пошаговая инструкция в 2019 году.

Пошаговая инструкция по закрытию обособленного подразделения

Какой-то специальной процедуры по прекращению деятельности подразделения закон не предусматривает, но при этом существуют нормативные положения, которые нарушать нельзя. Кроме того, здесь есть определенная неувязка со сроками, из-за того, что сообщить в налоговую инспекцию о закрытии надо через три дня после принятия решения, а предупредить работников об увольнении надо за два месяца.

Документы для закрытия обособленного подразделения:

Шаг 1. Решить кадровые вопросы

В первую очередь, надо соблюсти требования Трудового кодекса по увольнению или переводу работников, ведь, как мы уже говорили выше, по месту деятельности ОП есть, как минимум, одно стационарное рабочее место.

☑ Процедура увольнения зависит от того, где именно находилось это рабочее место – в том же населенном пункте, где зарегистрирована головная организация, или в другом городе.

Уведомить иногородних работников об увольнении в связи с ликвидацией подразделения компании надо за 2 месяца и под роспись. Далее надо выплатить увольняемым выходное пособие в размере одной месячной зарплаты.

Учитывайте также, что за сотрудниками сохраняется право на средний месячный заработок на период трудоустройства — до трех месяцев.

Если работник согласен, то его можно перевести в штат головного офиса или другого подразделения.

С персоналом ОП, работавшим в том же городе, что и головная организация, ситуация другая. Дело в том, что в трудовом договоре необязательно в качестве места работы указывать именно подразделение.

В таком случае, если в этом же населенном пункте есть другие рабочие места, то оформляется перемещение сотрудника без изменения трудового договора.

При отсутствии вакансий такой персонал увольняют в связи с сокращением штата, тоже с двухмесячным сроком предупреждения.

Разница между закрытием иногороднего подразделения и того, которое находится в том же населенном пункте, где зарегистрирован головной офис, выражается в том, что в первом случае можно уволить любого работника, в том числе, беременную женщину.

Ну а во втором случае, по сокращению штатов, не допускается увольнение:

  • Беременных женщин;
  • Матерей с детьми до 3 лет;
  • Многодетных родителей;
  • Одиноких родителей, имеющих детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет.

Об этом работодателю надо знать заранее, и при наличии таких категорий персонала обеспечить их занятость.

Учитывая, что про увольнение работников их надо заранее предупредить, можно заранее издать внутренний распорядительный документ, в котором назначаются ответственные по кадровым вопросам.

Шаг 2. Принять решение о закрытии структурной единицы

Решение о прекращении деятельности обособленного подразделения принимает общее собрание участников. На основании этого решения руководитель общества издает приказ, где подтверждает факт закрытия ОП.

Скачать приказ о закрытии обособленного подразделения (образец)

Шаг 3. Подготовить документы для сообщения в налоговую инспекцию

Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения надо сообщить ИФНС в течение трех дней после принятия такого решения.

Для сообщения разработана специальная форма С-09-3-2, утвержденная Приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Это простой для заполнения документ из двух листов. На первом листе указываются регистрационные данные организации (ИНН, КПП, ОГРН), фирменное название ООО и количество закрывающихся подразделений. На втором листе -адрес ОП и дата принятия решения о его закрытии.

Если закрывается сразу несколько структурных единиц компании, то второй лист заполняется по каждому из них, а на первом листе проставляется их соответствующее количество.

Кроме того, надо заполнить регистрационную форму о внесении изменений в устав или ЕГРЮЛ. До 1 сентября 2014 года сведения о наличии филиала или представительства в обязательном порядке вносились в устав, сейчас же эта информация отражается только в государственном реестре.

Соответственно, если в уставе есть информация о наличии обособленного подразделения, то придется менять текст учредительного документа по форме Р13001. Если же при закрытии ОП устав не меняется, то заполняется форма Р14001.

Итого, в инспекцию, в течение трех дней с даты принятия решения, подаются следующие документы:

  • Решение участников о прекращении деятельности структурной единицы общества;
  • Заполненная форма сообщения С-09-3-2;
  • Регистрационная форма Р13001 или Р14001, в зависимости от того, изменяется ли информация в уставе;
  • Устав в новой редакции или изменение к нему;
  • Документ об уплате пошлины за регистрацию изменений в уставе на 800 рублей (при подаче формы Р13001).

Шаг 4. Сдать отчетность по деятельности подразделения

В состав отчетности входят налоговые декларации в соответствии с выбранной системой налогообложения и отчеты по работникам. При наличии отдельного расчетного счета его надо закрыть.

Шаг 5. Получить от налоговой инспекции уведомление о снятии с учета

Пока ИФНС не направила уведомление о снятии обособленного подразделения с налогового учета, процедуру его закрытия нельзя считать завершенной. Дело в том, что хотя для этого предусмотрен срок в десять рабочих дней, но он может быть продлен, если инспекция назначит выездную проверку деятельности филиала, представительства или подразделения.

Что касается снятия подразделения с учета в фондах, то после перехода с 2017 года обязанностей по администрированию страховых взносов за работников к ФНС, самостоятельно уведомлять об этом не надо.

Подпишитесь на новостную рассылку, и анонсы новых статей будут приходить на вашу электронную почту:

Источник: https://otkryt-ooo.ru/zakrytie-obosoblennogo-podrazdeleniya/

ПраваРешения
Добавить комментарий