Сравнительная характеристика луки и сатина

Сатин в пьесе

Сравнительная характеристика луки и сатина

Сатин в исполнении К. С. Станиславского. 1902 г.

Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы “На дне” Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите: 
– Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”
Полное имя героя – Константин Сатин:“…Веселый ты, Костянтин…””…Эдакий ты бравый… Костянтин…

Возраст Сатина – около 40 лет:

“…лет под 40…”

Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:

“…Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…””…Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…”

Константин Сатин – шулер, карточный мошенник:

“…Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?..””…Продулся, брат, я – вдребезги! Еще не всё пропало, дед, – есть на свете шулера поумнее меня!..””…Я видел! Жулик!..”

“…Ты, Асан, отвяжись… Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?..”

Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла: 
Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!”

Сатин – образованный, начитанный человек:

“…я много читал книг…””…Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?..””…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..”

Сатин – веселый и приятный человек:

“…Веселый ты, Костянтин… приятный!..”

Сатин – умный человек:

“…Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…””…Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум…”

Сатин – рассудительный человек:

“…Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…” (Барон о себе и Сатине)”…Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…”Сатин любит вставлять в речь необычные слова:“…Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…”…Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…””…Люблю непонятные, редкие слова…”

Сатин – скрытный человек. Он не любит рассказывать о себе:

“…Я не люблю, когда меня расспрашивают…Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:“…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет!..”

Сам себя Сатин считает уже “мертвым человеком”:

Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…”
Константин Сатин не хочет жить честно:
Татарин (горячо). Надо играть честна!
Сатин. Это зачем же? Не знаю. А ты – знаешь?..””…Ты – пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…” (о Сатине и его приятелях)Шулер Сатин не хочет работать как все:“…Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?..””…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..” (совет от Сатина)Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:“…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь– рабство!..”
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:“…Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…”

Бубнов. А ты был и телеграфистом?

Сатин.Был…”

Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:

“…Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!..”Сатин отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство, после того как заступился за сестру и по неосторожности убил человека:“…Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…””…Я – арестант, убийца, шулер… ну да!..””…За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении…”

“…Лука. А убил – из-за бабы?

Сатин. Из-за родной сестры…”

В тюрьме Сатин научился шулерству:

“…В тюрьме я и в карты играть научился…”

После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:

“…а после тюрьмы – нет ходу!..”

Ю. Юзовский об образе Сатина:

“…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки…  …в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь…  …Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания…  …По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт – а простой, рядовой человек, трудящийся человек, “заурядный” человек, такой, как столяр или сапожник…”

(Ю. Юзовский, “Драматургия Горького”)

Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.

Смотрите: Все материалы по пьесе “На дне”

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://2.bp.blogspot.com/-zrjG45qcVfA/Vpuf6j8h1fI/AAAAAAAAJoo/UlW2bRL8Bk0/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D0%25A1%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%259A%2B%25D0%25A1%2B%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2B1902.png”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.literaturus.ru/2016/01/Satin-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika.html”,”domain”:”www.literaturus.ru”,”excerpt”:”Сатин На дне, образ Сатина На дне, характеристика Сатина На дне, Сатин пьеса На дне, Сатин опиасние”,”word_count”:831,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/01/Satin-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika.html

Сравнительная характеристика луки и сатина

Сравнительная характеристика луки и сатина

    LITERATURUS: Мир русской литературы Меню сайтаСпор о правде в пьесе «На дне» М. ГорькогоИстория созданияСпор о правдеДве правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)/ Сочинения / Горький М.

    / На дне / Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)Сатин или Лука — главный герой (Горький Максим) LITERATURUS: Мир русской литературы Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений Меню сайта Цитаты из пьесы «На дне» Горького: высказывания, афоризмы Луки, Сатина, Бубнова, Пепла и др.

    Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М.

    Горького. В этой статье представлены цитаты из пьесы «На дне» Горького, высказывания и афоризмы таких героев, как Лука, Сатин, Бубнов, Васька Пепел и т.д.

    Цитаты Луки «.

Лука и Сатин: кто из них прав?

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М.

Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века.

Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба.

Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу.

Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне (Горький А. М.)

Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки – наиболее значительной личности среди героев пьесы.

Образ Луки – это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к “порядку в жизни” и к “чистоте” (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников… Лука – носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.Странников

Ваше право

Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму.

В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования.

Однако спор о правде в пьесе «На дне» стал ключевым.

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться.

Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни.

Лука и Сатин в драме Горького «На дне»

/ / / /

Первая проблема пьесы — философский спор о правде.

Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным.

Философия Луки — вера в человека: “Человека уважать надо!”. Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее.

«Суть спора Луки и Сатина»

1. История появления пьесы М. Горького «На дне». 2. Новаторство пьесы. 3. Общая характеристика жильцов ночлежки.

Пьеса впервые была показана на сцене Московского Художественного театра в 1902 году.

Пьеса имела крупнейший успех в театральной жизни того времени. Со временем она была поставлена уже и в других театрах России и Западной Европы.

Главные проблемы творчества М.

Горького в начале 1900-х годов показаны в пьесе «На дне».

Здесь писатель вновь, как и в ранних произведениях, обращается к миру отверженных, хотя уже и рассматривает их немного по-другому.

В чем же заключается новаторство пьесы М.

Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М.

Горького «На дне»)

/ / / /

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования.

Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь.

Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов.

Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки.

Описание персонажей: образы Луки и Сатина

Сортировать: по оценкам | 01.04.19 [1] переходы:0 «На дне» — сложное, противоречивое произведение.

И, как и любое действительно великое творение, пьесе нет однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно разных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения к одному из них.

Единственные слова, идущие от его уст, — слова утешения. герой находит практически каждого из обитателей ночлежки.

Вору Ваське теплый Лука рассказывает о счастливой жизни, которую свободный человек может вести в Сибири.

Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне (Горький Максим)

Лука — неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».

В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».

Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало.

Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел.», «ни одна блоха — не плоха» и пр.).

Источник: http://zem-vopros.ru/sravnitelnaja-harakteristika-luki-i-satina-31956/

Сравнительная характеристика Луки Сатина. Сочинение – рассуждение

Сравнительная характеристика луки и сатина

Паспорт комплекта контрольно – измерительных материалов

Область применения КИМ

Комплект контрольно – измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Литература, 11 класс»

Объекты оценивания, показатели оценки, типы заданий, формы контроля

Объекты оценивания как результат освоения программного материала Показатели оценки Тип задания   Форма контроля  
Умения:
Воспроизведение содержания текста лит.произведения; интерпретация поэтического и прозаического произведения, отдельных его частей; использование теории литературы; анализ глав, эпизодов, действий; выявление проблематики текста произведения; нахождение интегративных связей между произведением, жизнью и обществом; Понимание худ текста как продукта своего времени, эпохи, жанра, литнаправления;;  определение основных тем, проблем, идей, художественных особенностей произведенияразные виды чтения текста   – разные виды чтения в зависимости от поставленной задачи, проблемы: ознакомительное (первое, чтение вслух), просмотровое, изучающее , комментированное, исследовательское и т.д. – рецензирование и взаиморецензирование ; -участие в диалоге, полилоге, полемике, дискуссии; работа с источниками информации: учебной и научной литературой, справочниками, словарями, ресурсами СМИ; – выписки из текста, конспект; – сочинения разных жанров (эссе, отзыв, рецензия, путевые заметки и т. д); – доклады, выступления, сообщения, презентации, проекты и их защита   –   Устные сообщения (доклады, рефераты); – сочинения разных жанров (размышление, эссе, размышление – ответ на вопрос, рассуждение на дискуссионную тему, сочинение в жанре рекламы, сочинение в жанре дневниковых записей, сочинение в жанре письма, путевые заметки, погружение в будущее/настоящее); – тесты, в том числе электронные; – работа с критической литературой; -оформление презентаций; – заучивание наизусть –  выразительное чтение вслух перед аудиторией ; – пересказ текста, в том числе по плану; – различные творческие задания; – составление планов сочинений разного вида;     Текущий, промежуточный, итоговый

Комплект контрольно – измерительных материалов

Раздел 1.

I. Тест по теме «Видные представители течения модерн начала 20 века»

Инструкция к выполнению теста: тест состоит из 20 вопросов, на каждый вопрос можно дать только один ответ, время выполнения теста – 25 минут. Проверка: взаимная, правильные ответы выставляются на интердоске.

1. Оценка «5» выставляется, если правильно выбран ответ на 18-20 вопросов.

2.Оценка «4» выставляется, если правильно выбран ответ на 14-17 вопросов.

3. Оценка «3» выставляется, если правильно выбран ответ на 10-13 вопросов.

4. Оценка «2» выставляется, если правильно выбран ответ менее, чем на 10 вопросов.

1. Укажите год рождения К. Д. Бальмонта:

а) 1845;;              

б)  1849 г;                         

в) 1860 г;

г) 1867 г.

2. Н. С. Гумилев родился:   

а)  в Петербурге;                       

б)  в Кронштадте;

в)  в Москве;

г) в Орле.

3.Какую книгу считал Бальмонт своей первой настоящей книгой?:

а)  «Под северным небом»

б) «Солнечная пряжа»

в) «Северное сияние»

г) «Сонеты солнца, меда и луны»

4. Что сближало В. Я. Брюсова с ученым и философом Лейбницем?

А) увлечение литературой                         

б) увлечение софизмами

в) увлечение математикой

г) увлечение историей

5. О каком гении Возрождения написал книгу Д.. С. Мережковский:

а) Шекспир;                                  

б) Леонардо да Винчи;                

в) Моцарт;

г) Микеланджелло              

6. Какому поэту принадлежат строки «Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб»?:

а) В. Маяковскому;                               

б) З. Гиппиус;   

в) В. Брюсову

г) И. Северянину               

7. Кто является автором знаменитого романа «Мелкий бес»?:

а) М. Цветаева;                       

б) Д. Бурлюк;                         

в) В. Маяковский;

г) Ф. Сологуб

8. Кто из поэтов снимался в немом фильме вместе с Л. Брик

а) В. Маяковский;              

б) Н. Гумилев;           

в) В. Каменский;

г) В. Хлебников .

9. Кто из поэтов придумал себе звучное имя Велимир?:

а) Ивнев;

б) Волошин;

в) Хлебников;

г) Крученых .

10. Какая пара поэтов попала под влияние вождя партии эсеров Бориса Савинкова?:

а) Маяковский и Брик;                

б) Гумилев и Ахматова;                         

в) Сологуб и Цветаева;

г) Мережковский и Гиппиус.

11. Кто автор знаменитой поэмы «Облако в штанах»?

а) М. Волошин ;                                               

б) В. Маяковский ;                    

в) А. Ахматова

г) Р. Ивнев.

12 Кто  написал «Реквием» по репрессированным?:

а) А. Ахматова;                    

б) И. Северянин;                         

в) А. Мариенгоф;

г) М. Цветаева.

13. Кто автор таких сборников стихов, как «Жемчуга», «Шатер», «Огненный столп»?

а) З. Гиппиус;              

б) К. Бальмонт;     

в) В. Крученых

г) Н. Гумилев.                     

14. «Они (критики) напрасно навязали мне роль вождя школы символистов» – кому принадлежат эти строки?

а) А. Блок;                            

б) Б. Пастернак;                         

в) В. Брюсов;

г) Ф. Сологуб.

15. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Кто это написал?

а) А. Ахматова;                            

б) Б. Пастернак;                         

в) С. Есенин;

г) М. Цветаева.

16. Кто из поэтов, как и Блок, следовал принципу циклического объединения своих стихов?

а) М. Цветаева ;                           

б) А. Ахматова;                    

в) А. Мариенгоф;

г) В. Хлебников.

17. Кто проживал из поэтов в поселке Коктебель?

а) М. Волошин;                          

б) В. Маяковский;                          

в) Р. Ивнев;

г) И. Северянин .

18. «Как звали героя главного романа Б. Пастернака, который и назван в честь героя?:

1) Ольга

2) Лариса:

а) Юрий;                     

б) Лариосик.

19. Кто из поэтов написал прекрасную работу о М. Горьком?

а) В. Хлебников                           

б) Н. Гумилев;                         

в) З. Гиппиус;

г) Д. Мережковский.

20. Настоящая фамилия Ф. Сологуба?

а) Пешков;

б) Платонов

в) Тетерников;               

г) Черный

II. Творческая работа по пьесе М. Горького «На дне».

Сравнительная характеристика Луки Сатина. Сочинение – рассуждение

Методические рекомендации.

План сравнительной характеристики (для сравнительной таблицы). • история жизни (путь «на дно»); • род занятий, положение в ночлежке; • поступки, особенности поведения

• отношение к другим обитателям ночлежки;

отношение к правде • речь героя;

• характеристика героя другими действующими лицами, отношение других лиц к герою.

2). Сопоставительная характеристика героев (к  плану сочинения).

1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в пьесе.

2.Обстановка, в которой они живут.

3.Что общего между героями:

• в нравственном отношении (взгляды на мир и человека, на смысл жизни, правду и ложь);

• в духовном плане (их отношение к людям, основополагающие черты их характера

• в социальном плане;

• в отношении с окружающими людьми.

4. Что отличает  героев.

5. Для чего автор сопоставляет Сатина и Луку, значение героя в раскрытии идеи произведения.

6. Отношение автора к героям.

7. Ваше отношение к данным персонажам.

Критерии оценки сочинения
Оценка Грамотность
«5» 1. работы полностью соответствует сравнительной характеристике героевДопускаются:1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Отсутствуют логические ошибки.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления
5. Нет стилистических, лексических ошибок.  
«4» работы, в основном соответствует сравнительной характеристике (имеются незначительные отклонения от темы сочинения).Допускаются:2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
2.Имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Работа в основном характеризуется богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, но имеются незначительные недочеты (в отдельных частях сочинения – однообразие синтаксических конструкций, одно неправильно употребленное слово и т п. )
5. Стиль работы в целом отличается единством и достаточной выразительностью.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения в сравнительной характеристике героевДопускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,или 3 орф. и 5 пунк,или 7 пунк. при отсутствии орфографических, а также 4 грамматических ошибки
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.  
«2» Работа не соответствует сравнительной характеристике. Допущены грубые фактические ошибки. Нарушена последовательность изложения мыслей в более чем половине работы, отсутствует связь между смысловыми частями. Крайне беден словарь, работа написана однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,  а также 7 грамматических ошибок.

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/7098.html

Лука и Сатин: кто из них прав?

Сравнительная характеристика луки и сатина

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода – Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую философию жизни: человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Позиция Сатина

Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда – это не христианская философия.

Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил.

Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда – есть бог человека свободного!», – восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки – сострадательная, но пассивная, позиция Сатина – активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Спор Луки и Сатина: реакция современников

Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.

Источник: https://FB.ru/article/224400/luka-i-satin-kto-iz-nih-prav

ПраваРешения
Добавить комментарий