Судебный порядок разрешения экономических споров кратко

77. Экономические споры и их разрешение

Судебный порядок разрешения экономических споров кратко

Экономическиеспоры — это неурегулированные разногласиямежду субъектами экономических(хозяйственных) отношений по поводу ихправ и обязанностей в сфере этихотношений.

Выделяютследующие виды экономических споров:

1) договорные,т.е. споры по поводу прав и обязанностей,возникших из договора. Эта самая большаягруппа экономических споров – ведьбольшинство прав и обязанностей субъектовхозяйственных отношений возникаетименно из договоров;

2)преддоговорные, т.е. споры, связанные сзаключением договора или определениемего содержания.

Они могут возникатьтолько в тех немногочисленных случаях,когда в соответствии с законом заключениедоговора является обязательным дляодной из сторон или когда стороны сами,по обоюдному согласию, решили передатьсвой спор на рассмотрение юрисдикционногооргана.

Во всех остальных случаяхпредмета для спора нет, так как однимиз ведущих принципов регулированиядоговорных отношений является принципсвободы договора, в соответствии скоторым никто не может быть принужденк заключению договора. Поэтому даннаягруппа экономических споров немногочисленна;

3)внедоговорные, т.е. споры о правах иобязанностях, возникающих не из договорови не по поводу их заключения. К нимотносятся споры, связанные с нарушениемправа собственности, споры, возникающиеиз причинения вреда имуществу, споры озащите деловой репутации субъектовэкономической деятельности, споры отоварных знаках и т.п.

Формыразрешения экономических споров

В соответствиис Конституцией РФ – каждый вправе защищатьсвои права и свободы всеми способами,не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45),гарантируется государственная защитаправ и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числесудебная защита (ч. 1 ст. 46).

В то жевремя в России и за рубежом все болееактуальной становится тема альтернативногоразрешения гражданско-правовых споров.

Поиск альтернатив государственнымсудам для разрешения споров обусловленрядом факторов, которые дифференцируютсяв зависимости от развития конкретногообщества, государства, культуры,законодательства, устройства судебнойсистемы, эффективности ее работы, степениразвития и сложности экономических ииных отношений и других обстоятельств.

Этому способствует недостаточнаяэффективность работы судебной системыпри рассмотрении отдельных категорийдел, которая может заключаться вперегруженности судов, длительностисудебного разбирательства,неквалифицированном рассмотрении дел,а также других недостатках, присущихсудебной системе того или иногогосударства.

Часто можнослышать о том, что по этой причинеграждане и юридические лица просто нехотят обращаться в суд соответствующейюрисдикции.

Формызащиты прав и законных интересовучастников экономической деятельностиможно подразделить на юрисдикционныеи неюрисдикционные.

Юрисдикция- круг полномочий судебного илиадминистративного органа по правовойоценке конкретных фактов, в т.ч. поразрешению споров и применениюпредусмотренных законом санкций.

Кюрисдикционным формам защиты можноотнести судебный порядок урегулированияспора, административный и иной порядок,при условии его установления на уровнефедеральных законов.

К неюрисдикционнойформе можно отнести самозащиту, третейскоеразбирательство, разбирательство делмеждународными коммерческими арбитражами,досудебный (претензионный) порядокурегулирования споров сторонами,посредничество, иные виды разрешенияспоров.

а)Юрисдикционная форма защиты

Судебныйпорядок как юрисдикционная формавключает в себя государственные органысудебной власти: Конституционный СудРФ, арбитражные суды, а также суды общейюрисдикции (в качестве самостоятельнойформы судебной защиты можно рассматриватьправо на обращение в межгосударственныеорганы, в частности в Европейский судпо правам человека).

Судебныйпорядок.

В соответствиисо ст. 118 Конституции РФ правосудие вРоссийской Федерации осуществляетсятолько судом. Судебная власть осуществляетсяпосредством конституционного,гражданского, административного иуголовного судопроизводства.

Деятельностьарбитражных судов представляет собойформу осуществления судебной власти всфере гражданского и административногосудопроизводства, а сами арбитражныесуды входят в систему органов гражданскойюрисдикции.

Арбитражныесуды – это особая разновидность судебныхорганов, осуществляющих судебную властьпутем разрешения экономических спорови иных дел, отнесенных к их ведению.

Конституция РФ и ФКЗ “О судебнойсистеме в Российской Федерации”относят арбитражные суды к федеральнымсудам. Судебные органы, наделенныеправом разрешения дел, отнесенных кведению арбитражных судов на уровнесубъектов РФ создаваться не могут.

Арбитражные суды имеют собственнуюкомпетенцию, а порядок судопроизводствав них имеет специфику, установленнуюАПК РФ.

Системаарбитражных судов установлена КонституциейРФ, ФКЗ “О судебной системе в РоссийскойФедерации” и “Об арбитражных судахв Российской Федерации”, основываетсяна общих принципах и положенияхсудоустройства и судопроизводства,которые в равной степени действуют идля Конституционного Суда, и для судовобщей юрисдикции.

В настоящеевремя судебную арбитражную систему вРФ составляют:

1) ВысшийАрбитражный Суд Российской Федерации;

2) федеральныеарбитражные суды округов (арбитражныекассационные суды);

3) арбитражныеапелляционные суды;

4) арбитражныесуды первой инстанции в республиках,краях, областях, городах федеральногозначения, автономной области, автономныхокругах (далее – арбитражные судысубъектов РФ).

В соответствиисо ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводствав арбитражном суде являются:

1) защитанарушенных или оспариваемых прав изаконных интересов лиц, осуществляющихпредпринимательскую и иную экономическуюдеятельность, а также прав и законныхинтересов РФ, субъектов РФ, муниципальныхобразований в сфере предпринимательскойи иной экономической деятельности,органов государственной власти РФ,органов государственной власти субъектовРФ, органов местного самоуправления,иных органов, должностных лиц в указаннойсфере;

2) обеспечениедоступности правосудия в сферепредпринимательской и иной экономическойдеятельности;

3) справедливоепубличное судебное разбирательство вустановленный законом срок независимыми беспристрастным судом;

4) укреплениезаконности и предупреждение правонарушенийв сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности;

5) формированиеуважительного отношения к закону исуду;

6) содействиестановлению и развитию партнерскихделовых отношений, формированию обычаеви этики делового оборота.

Дляосуществления этих задач арбитражныйсуд каждого уровня наделен своими,только ему присущими полномочиями.

Полномочияарбитражных судов можно разделить на2 группы:

1) полномочия,свойственные только арбитражным судамопределенного уровня:

– Федеральныйарбитражный суд округа: проверяет вкассационной инстанции законностьсудебных актов по делам, рассмотреннымарбитражными судами субъектов РФ иарбитражными апелляционными судами;

– Арбитражныйапелляционный суд: проверяет вапелляционной инстанции законность иобоснованность судебных актов, невступивших в законную силу по делам,рассмотренным арбитражными судамисубъектов РФ в первой инстанции, повторнорассматривая дело;

– Арбитражныйсуд субъекта РФ: рассматривает в первойинстанции все дела, подведомственныеарбитражным судам в РФ, за исключениемдел, отнесенных к компетенции ВысшегоАрбитражного Суда РФ;

2) полномочия,свойственные всем арбитражным судам:

– разрешаютвозникающие в процессе предпринимательскойи иной экономической деятельностиспоры;

– пересматриваютпо вновь открывшимся обстоятельствампринятые ими и вступившие в законнуюсилу судебные акты;

– обращаютсяв Конституционный Суд РФ с запросом опроверке конституционности закона,примененного или подлежащего применениюв рассматриваемом ими деле;

– изучаюти обобщают судебную практику;

– подготавливаютпредложения по совершенствованиюзаконов и иных нормативных правовыхактов;

– ведутстатистический учет и анализируютсудебную статистику своей деятельности;

– осуществляютмеждународные связи в установленномпорядке.

Подведомственность– это предметная компетенция юрисдикционныхорганов, т.е. круг дел, которые ониуполномочены рассматривать и разрешать.

В отличиеот подведомственности, подсудность –это компетенция судов того или иногоуровня одной судебной системы, (например,системы арбитражных судов или судовобщей юрисдикции) или конкретного судаэтой системы.

Общееправило территориальной подсудностидел, как арбитражным судам, так и судамобщей юрисдикции таково: иск предъявляетсяв суд по месту нахождения или местужительства ответчика.

Из этого правиласуществует ряд исключений, когдатерриториальная подсудность определяетсяпо выбору истца (например, если ответчиковнесколько и они проживают на территорииразличных субъектов РФ), сторонами вдоговоре (договорная подсудность) илиимперативно законом (исключительнаяподсудность).

Исключительная подсудностьустановлена, например, для споров оправах на недвижимое имущество: такиеспоры рассматриваются судом по местунахождения такого имущества.

Административныйпорядок, как относящийся к юрисдикционнойформе, осуществляется государственнымиорганами исполнительной власти восновном в предварительном внесудебномпорядке, например налоговыми органами.

б)Неюрисдикционные формы защиты

Урегулированиеи разрешение споров во внесудебномпорядке означает, что спор разрешаетсябез непосредственного участия ируководства процессом со стороныарбитражного суда.

К таковым, в частности,относят разбирательство дела в третейскомсуде, заключение внесудебных мировыхсоглашений, проведение переговоров,обращение к посреднику и т.д.

Общейобъединяющей для всех обозначенныхвидов является то, что процесс разрешенияи урегулирования правового спора вовнесудебном порядке определяется неарбитражной процессуальной формой, асамими спорящими субъектами, а такжеиными лицами, принимающими участие вразрешении и урегулировании спора.

Действующеезаконодательство (ч. 5 ст. 4 АПК РФ)предусматривает в качестве условия дляобращения в суд соблюдение не толькопретензионного, но и иного досудебногопорядка урегулирования спора, что даетправо рассматривать институт досудебногоурегулирования экономических споровв целом как единое и автономное правовоеявление, как самостоятельную формузащиты права.

Третейскиесуды

Третейскиесуды – это негосударственные органы,создаваемые сообществом предпринимателейдля разрешения споров в сфере частныхэкономических отношений, как правило,до обращения спорящих сторон вгосударственный суд. Данные суды являютсяформой примирения конфликтующих сторон,одним из альтернативных способовразрешения экономического спора в сферегражданско-правовых отношений.

В РоссийскойФедерации функционируют третейскиесуды, рассматривающие споры российскихпредпринимателей, деятельность которыхрегулируется Федеральным законом от24 июля 2002 г.

N 102-ФЗ “О третейских судахв Российской Федерации”, и международныекоммерческие арбитражи, рассматривающиеспоры с участием иностранныхпредпринимателей, деятельность которыхрегулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г.

N 5338-1 “О международном коммерческомарбитраже”, в котором учтены положенияТипового закона ЮНСИТРАЛ “О международномкоммерческом арбитраже”.

Согласностатьям 2, 3 ФЗ “О третейских судах вРоссийской Федерации” третейскийсуд может быть постоянно действующимили быть образованным сторонами длярешения конкретного спора.

Спор можетбыть передан на разрешение третейскогосуда при наличии заключенного междусторонами третейского соглашения. Этосоглашение может быть заключено сторонамив отношении всех или определенныхспоров, которые возникли или могутвозникнуть между сторонами в связи скаким-либо конкретным правоотношением.

Третейскийсуд принимает решение в соответствиис условиями договора и с учетом обычаевделового оборота.

Если отношения сторонпрямо не урегулированы нормами праваили соглашением сторон и отсутствуетприменимый к этим отношениям обычайделового оборота, то третейский судприменяет нормы права, регулирующиесходные отношения, а при отсутствиитаких норм разрешает спор исходя изобщих начал и смысла законов, иныхнормативных правовых актов.

Источник: https://studfile.net/preview/5999096/page:66/

Экономические споры. Порядок их разрешения

Судебный порядок разрешения экономических споров кратко

Экономический спор – это разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством.

Виды экономических споров:

1. Преддоговорные споры – возникают во время заключения гражданских договоров (как правило, между предприятиями-монополистами) об условиях гражданского договора. (При условии, что есть письменная договорённость о том, что такие споры будут решаться в арбитражном суде)

2. Договорные споры – вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, а также о расторжении или изменении условий договора.

3. Спор о нарушениях права собственности (или законного владельца) – виндикационные и негаторные иски.

4. Споры, связанные с причинением убытков.

5. Споры с государственными органами – о признании недействительными актов государственных органов, касающихся предпринимательской деятельности организации (например, отказ в регистрации предприятия, споры с налоговыми и контрольными органами (пожарные, санитарные органы и т.д.).

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

Существуют следующие варианты решения споров:

1) претензионное урегулирование;

2) решение споров в арбитражном суде.

2. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров.

Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушенных прав (этот порядок разрешения споров допустим только в случае, если спор вытекает из договора или этот спор связан с причинением вреда).

В претензию включается:

1. Наименование лица, направившего претензию.

2. Наименование лица, кому претензия адресована.

3. Изложение сути дела.

4. Сумма требований с расчётом.

5. Предупреждение о последующем обращении в арбитражный суд.

3. Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде.

У Вас возник какой-либо спор с другим субъектом. Нужно определить прежде всего, какой суд будет его рассматривать. Для этого остановимся кратко на судебной системе в РФ:

Судебная система – это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции РФ можно выделить:

Конституционный Суд РФ – он решает дела о соответствии Конституции других нормативно-правовых актов.

Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге, районные (городские) суды – иначе они называются судами общей юрисдикции – они решают уголовные, гражданские, административные дела.

Высший Арбитражный суд РФ и подчинённые ему суды – они решают экономические споры между предпринимателями

Основными законами, которые регламентирую решение экономических споров, являются Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), закон РФ «Об арбитражных судах в РФ».

В систему арбитражных судов РФ входят:

Первое звено – федеральные арбитражные суды субъектов РФ (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) – они рассматривают дела в первой инстанции и пересматривают дела по апелляции.

Второе звено – арбитражный апелляционный суд РФ (мы находимся на территории восемнадцатого арбитражного суда, который обслуживает Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую область и республику Башкоротостан)

Третье звено – 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых является кассационной инстанцией по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ, мы находимся на территории Уральского округа, федеральный арбитражный суд Уральского округа находится в Екатеринбурге

Четвёртое звено – Высший Арбитражный суд – высший судебный орган по решению экономических споров, осуществляющих судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

Кроме судов, споры между гражданами может решать и другие государственные и муниципальные органы (администрация города, милиция и т.д.).

Как определить, куда именно обращться, в какой суд или орган власти? Для этого существует такое понятие, как подведомственность.

Подведомственность – это отнесения спора о чём-либо к компетенции какого-либо органа власти.

Существует и другое понятие – подсудность.

Подсудность – это полномочия того или иного суда на рассмотрения определённых споров, в настоящее время абсолютное большинство гражданских дел разрешается районными (городскими) судами, за исключением дел, подсудных судам субъектов федерации и Верховному суду РФ, оно рассматривается тем судом, на территории подсудности которого находится ответчик.

Лицами, участвующими в судебном разбирательстве, являются:

1. Судьи и судебные исполнители.

2. Лица, участвующие в деле, а именно:

– истец – то лицо (физическое или юридическое), которое обратилось в суд за защитой нарушенного права;

– ответчик – это лицо (физическое или юридическое), которое по заявлению истца является нарушителем его прав;

– третьи лица – лица, заинтересованные в исходе дела в процессе спора между истцом и ответчиком.

3. Участники процесса, содействующие нормальному прохождению правосудия (свидетели, эксперты и т.д.)

Арбитражный процесс – это порядок деятельности арбитражных судов по решению экономических споров.

Он делится на следующие стадии:

I стадия: производство в первой инстанции – это рассмотрение вновь поступившего дела, для этого заинтересованная сторона подаёт исковое заявление.

Она делится на этапы:

I этап – возбуждение производства по делу

Исковое заявление – это требование к арбитражному суду о защите нарушенного права.

Этот правовой документ состоит из двух элементов:

Предмет иска – конкретное требование истца к ответчику, по поводу которого арбитражный суд должен вынести решение.

Основание, которое делится на две составляющие:

Фактическое основание – описание конкретных жизненных обстоятельств, приведших к подаче иска (не выполнение договора или описание фактически полученных убытков от нанесения ущерба).

Юридическое основание – ссылка на конкретную норму права, которая нарушена ответчиком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_216860_ekonomicheskie-spori-poryadok-ih-razresheniya.html

Судебный порядок разрешения споров

Судебный порядок разрешения экономических споров кратко

В случае, если возникшие споры или разногласия при помощи переговоров решить не удалось, то необходимо обращаться в суд путем подачи искового заявления.

Если контрагентами по договору выступают физические лица или физическое и юридическое лицо, то ущемленной стороне надлежит обращаться в суд общей юрисдикции (районный или городской суд по месту заключения договора), а если контрагентами являются юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, то в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в котором заключен договор.

Арбитражный суд Российской Федерации осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организации и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок определения местонахождения суда для подачи иска определяется в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ, в соответствии с которым:

1)иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения такого подразделения;

2)иск к ответчикам, находящимся на территории разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков;

3)иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ;

4)иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином Российской Федерации и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика;

5)иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, предъявляется по месту исполнения договора.

Исковое заявление подается в письменной форме и подписывается истцом (руководителем или заместителем руководителя) или его представителем (адвокатом, юрисконсультом, другим работником организации).

Полномочия представителя должны быть оформлены соответствующим образом (доверенностью).

Если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать, либо лицом, должностное положение которого не указано, суд его возвращает.

Юридическое лицо при обращении с иском в арбитражный суд должно подтвердить свой правовой статус путем предоставления Устава (Положения) и документа о государственной регистрации. Обращающийся в арбитражный суд гражданин в подтверждение своего статуса индивидуального предпринимателя предоставляет свидетельство о его государственной регистрации.

Исковое заявление – официальная форма обращения в суд с просьбой о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1)наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2)наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

3)требования истца к ответчику со ссылкой на законы или иные правовые акты;

4)обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5)доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6)цена иска, если иск подлежит оценке;

7)расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у истца ходатайства. Типовые формы исковых заявлений представлены в Приложениях 16, 17.

Истец при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

ü уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

ü направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;

ü соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком;

ü обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

Если исковое заявление подписано представителем истца, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на предъявление иска.

Заявитель, обращаясь с иском в арбитражный суд, обязан представить доказательства направления копии искового заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующим в деле. Такими доказательствами могут служить:

ü почтовая квитанция на отсылку документов заказным или ценным письмом;

ü при вручении копии искового заявления ответчику (третьим лицам) – расписка в принятии документов с указанием должности лица, принявшего документы, его фамилии, личной подписи, даты принятия, заверенная печатью или штампом организации.

Отсутствие доказательств направления копии искового заявления участвующим в деле лицам является основанием для возврата искового заявления судом без рассмотрения.

Обязательное условие предъявления иска – уплата государственной пошлины. Плательщиками государственной пошлины являются граждане и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, т. е. истцы и заявители.

Государственная пошлина оплачивается до подачи искового заявления и доказательства (подлинники) ее уплаты приобщаются к исковым материалам. Непредставление таких доказательств является основанием для возврата искового заявления.

В случаях, когда федеральным законом установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, либо он предусмотрен договором, истец должен представить с исковым заявлением копию претензии и доказательство ее отправки ответчику (почтовая квитанция об отправке документов заказным письмом, расписка в принятии претензии или полученный ответ на претензию).

Сторонами в деле являются истец и ответчик.

Истец – лицо либо организация, обращающиеся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права и предъявившие иск.

Ответчик – лицо либо организация, к которым предъявлено исковое требование, т. е. лицо, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права и интересы.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:

ü о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом, или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

ü об изменении условий или о расторжении договоров;

ü о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

ü о признании права собственности;

ü об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

ü о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

ü о возмещении убытков;

ü о защите чести, достоинства и деловой репутации;

ü об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина;

ü о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления;

ü о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;

ü о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан и др.

45.Дайте определение понятию гражданского процессуального права и гражданского процесса: принципы и стадии.

Гражданское процессуальное право — это система правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Метод гражданского процессуального права как способ воздействия на регулируемые данной отраслью отношения — императивно-диспозитивный, что проявляется в составе и правовом положении субъектов правоотношений, характере юридических фактов, правах и обязанностях, санкциях.

Сочетание императивного и диспозитивного начал отражает прежде всего специфику субъектов гражданско-процессуальных правоотношений: суда как обязательного участника всех гражданско-процессуальных правоотношений, с одной стороны, и иных субъектов — с другой.

Императивность метода правового регулирования определяется тем, что все гражданские процессуальные отношения являются отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда — органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и облеченного властными полномочиями.

Суд обязан точно соблюдать предписания закона и требовать того же от всех участников гражданского процесса. Только суд как орган власти вправе применять предоставленные процессуальным законом меры принуждения.

Диспозитивность отражает другой аспект воздействия гражданского процессуального права: свободная реализация предоставленных прав и возложенных обязанностей, но в рамках закона; равенство прав и обязанностей применительно к одному и тому же виду субъектов (стороны в процессе равны и проч.

); гарантированность прав и обязанностей. В совокупности диспозитивность и императивность характеризуют метод гражданского процессуального права.

Гражданский процесс — это урегулированная гражданским процессуальным правом совокупность процессуальных действий и гражданско-процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.

Гражданским процессом охватываются такие категории дел, материально-правовые особенности которых предопределяют специфику судопроизводства по ним. Это является основанием для выделения в ГПК трех видов гражданского судопроизводства:

  • искового производства,
  • производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений,
  • особого производства.

Исковое производство существует при обращении к суду за защитой нарушенных прав или интересов по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных правоотношений, характеризующихся равенством правового положения сторон.

Правда, иногда в основе искового производства может отсутствовать спорность, например при расторжении брака супругами, имеющими несовершеннолетних детей и желающими прекратить брак. Здесь есть препятствие к осуществлению субъективного права, устранить которое по действующему законодательству может только суд.

Однако подобные дела — исключение. По общему правилу исковое производство возникает при наличии материально-правового спора.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, — вид гражданского судопроизводства, охватывающий рассмотрение дел по жалобам на неправильности в списках избирателей, на действия административных органов или должностных лиц, на действия государственных органов/общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также дел о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию. Объединяет эти дела то, что они возникают из отношений власти и подчинения. Название же данного вида судопроизводства несколько условно, поскольку ГПК включил сюда дела как из административно-правовых отношений, так и из государственно-правовых и финансовых правоотношений.

Особое производство не связано с разрешением спора о праве, здесь нет сторон. К особому производству отнесены следующие дела: установление фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим, признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, признание имущества бесхозным и др.

Дела всех трех видов гражданского судопроизводства рассматриваются по правилам ГПК. Но для производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и особого производства установлены изъятия, предопределенные особенностями правоотношений, лежащих в основе указанных видов судопроизводства.

Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел развивается в определенной последовательности, по стадиям.

Стадией гражданского процесса называется совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей цели. принятие заявлений, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и т д

Первая стадия – возбуждение дела. Оно осуществляется путем подачи искового заявления, жалобы или заявления. Дело возбуждается принятием судьей заявления к своему производству.

После возбуждения дела следует вторая – стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Цель этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и правильное разрешение дела в одном судебном заседании.

Третья стадия процесса – судебное разбирательство дела. В этой стадии дело в судебном заседании разрешается по существу и, как правило, заканчивается вынесением решения. В некоторых случаях процесс завершается без вынесения судебного решения.

Четвертая стадия – обжалование и опротестование решений и определений суда, не вступивших в законную силу (апелляция или кассация).

Анализ действующего законодательства, позволяет выделить следующий состав принципов гражданского процессуального права: принцип назначаемости судей; принцип отправления правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции РФ); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ);

принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; принцип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при разрешении споров;

Источник: https://cyberpedia.su/16xbdb5.html

Судебный порядок разрешения экономических споров

Судебный порядок разрешения экономических споров кратко

Эссе

по дисциплине « Право»

на тему: «Судебный порядок разрешения экономических споров»

1. Судебный порядок разрешения экономических споров

право гражданин суд исковый

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на судебную защиту своих интересов.

Судебный порядок в Российской Федерации осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражные суда. Именно арбитражные суды являются органом разрешающий экономические споры и рассматривающие иные дела отнесенные к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Отказ от права на обращение с суд недействителен.

Правосудие при разрешение экономических споров осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.

Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Судебный порядок разрешения спора начинается с подачи искового заявления в суд, который должен быть оформлен в соответствии с нормами процессуального кодекса. На мой взгляд, урегулирование порядка подачи искового заявления ускоряет процесс разрешения спора и дает ответчику возможность ознакомиться с требованиями истца и представить доказательства в противовес его аргументам.

Указанные действия сторон зафиксированы в процессуальном кодексе как принцип состязательности. Принцип состязательности является одним из основных принципов, позволяющий сторонам защищать свои права и интересы.

Однако, следует отметить, что сторона которая игнорирует судебное разбирательство и не представляет доказательства несет риск наступления неблагоприятных для себя последствий. Так, например, истец обратился в суд по истечении срока исковой давности. Ответчик в суд не является.

Нормами материального права установлено, что о пропуске срока исковой давности может заявить только сторона спора (ответчик).

Поскольку суд по своей инициативе не может применить срок давности, а ответчик не явился и не заявил о пропуске срока суду, он несет риск вынесения решения в пользу истца.

При рассмотрении экономических споров в судебном порядке интересы сторон чаще всего представляют их представители.

Представителями могут быть как лица, имеющие юридическое образование (адвокаты), так и не имеющие юридического образования.

По моему мнению, адвокаты интересы сторон представляют более грамотно, так как адвокат более компетентен и сведущ в разрешении экономических споров, нежели тот же самый директор организации, которую он представляет.

Разрешение экономического спора заканчивается вынесением судебного акта. Судебные акты принимаются в виде решения, постановления и определения. Принимаемые судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Судебные акты могут быть обжалованы.

Вступившие в законную силу судебные акты суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную процессуальными кодексами и другими федеральными законами. Однако, как показывает статистика, исполнение судебных актов не очень высока.

Указанный вывод можно сделать из доклада директора ФССП России на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Неисполнение судебных актов отрицательно влияет на авторитет судебной власти, поскольку не достигается конечная цель правосудия – защита интересов лиц, участвующих в деле и реальное восстановление их нарушенных прав и интересов.

Хочу также отметить, что наряду с судебным порядком разрешения экономических споров, существуют и другие альтернативные (например, медиация).

Медиации это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Но я думаю, что только в судебном порядке возможно достичь желаемого результата – разрешения спора в соответствии с нормами закона.

Источник: https://studwood.ru/658974/pravo/sudebnyy_poryadok_razresheniya_ekonomicheskih_sporov

ПраваРешения
Добавить комментарий